Преференции нам в помощь.
Демпингующего соседа одолеем льготной госкорпорацией
Достигнутый в предыдущие годы темп развития Приморья, подогретый вливаниями на строительство объектов АТЭС, может сойти на нет уже в этом году, считают эксперты.
Построенные дорожные развязки, красавцы мосты, очистные сооружения, спортивно-концертный зал, модернизированный аэропорт и прочие объекты – это только инфраструктура. То есть приложение, требующее основательной базы – новых заводов, производств, рабочих мест.
А пока этого нет, над Приморьем как дамоклов меч будет висеть огромная проблема – отрицательная динамика роста населения, уверяет председатель некоммерческого партнерства «Лига финансовых институтов» Александр Ивашкин. По его мнению, не стоит ждать инвестиций от зарубежного или даже отечественного капитала – территории необходимо самой зарабатывать. Правда, без участия государства дальневосточным предприятиям не «обскакать» соседа по региону – мировую фабрику производства под названием Китай.
– Государство прекрасно это понимает и даже принимает одну за другой попытки активизировать экономику восточной окраины России, – считает Александр Ивашкин. – В декабре прошлого года Внешэкономбанк учредил Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона, совсем недавно было создано Министерство по развитию Дальнего Востока. Планировался еще мегапроект «Восточная корпорация» для привлечения инвестиций в освоение Сибири и Дальнего Востока и эффективного использования природных ресурсов этих территорий, но его реализация не случилась.
Третья – не лишняя. Госкорпорация
– На мой взгляд, идея госкорпорации не умерла. Она еще будет возрождена, но в другой ипостаси. Думаю, что к двум перечисленным сравнительно молодым бюрократическим структурам необходимо припрячь третье звено. Например, позвольте пофантазировать, государственное Агентство поддержки экспорта Дальнего Востока, задачей которого станет создание государственной политики по стимулированию экспорта конечной продукции в несырьевых отраслях промышленности. В качестве протекционных мер можно объявить особые налоговые преференции для производителей, обнулить системы кредитования таких производств и таможенные тарифы на обновление оборудования и прочего.
Вот такая «русская тройка» сможет на качественно ином уровне осуществлять государственную экономическую политику РФ на Дальнем Востоке. Общепризнанный факт (власти это понимают) – большая часть промышленности Дальнего Востока, особенно машиностроение, сейчас брошены на произвол судьбы и выживают кто как может. Развитие любой несырьевой, перерабатывающей и производящей готовый продукт промышленности на Дальнем Востоке с учетом будущей ситуации (вступление в ВТО) без господдержки – самообман. В нынешних условиях без роли государства нельзя отладить систему помощи производству. А создание данного триумвирата – это внятный сигнал руководства страны внешним и внутренним контрагентам о приверженности определенному курсу в экономической политике на Дальнем Востоке и выращивание ее конкурентоспособности на внешних рынках.
Вопреки желанию соседей станем наукоемкими
– Уместно также сказать, что развитие любой несырьевой промышленности на Дальнем Востоке не нужно прежде всего нашим высокоразвитым соседям. Не верите?! Для них куда выгоднее, чтобы восточная окраина России оставалась сырьевым придатком как своего отечества, так и стран АТР. Тем проще будет однажды прибрать к рукам эти богатейшие, переполненные нефтью, полезными ископаемыми, земельными, водными и биологическими ресурсами территории, если что. Это очень опасная тенденция.
Обратите внимание: зарубежные инвесторы проявляют большой интерес к Приморью, как и ко всему Дальнему Востоку. Но заморские капиталисты выражают готовность вкладываться в развитие именно тех секторов, которые нужны им, то есть сырьевых, добывающих и транспортных – для перевозки ресурсов. Сырьевые проекты очень рискованны, потому как спрос определяется внешним рынком. Достаточно привести в пример нефть и газ – как лихорадит отечественный рынок от цен на заморских биржах на наши углеводороды. Другое дело – предлагать внешнему рынку готовый продукт или полуфабрикат с высокой степенью переработки.
И «отверточные» технологии, которые подаются порой как иностранные инвестиции и современная организация труда, на самом деле совсем не обеспечивают лидирующих конкурентных позиций на рынках сбыта.
К примеру, нынешнее автопроизводство во Владивостоке, как и те же будущие судоверфи в Большом Камне с соседями по АТР – это, по сути, «отверточные» технологии, которые легко свернуть при изменении запроса рынка. Иностранцы просто переносят к нам часть своего производства, но не для выработки экспортной продукции, а чтобы производить продукцию для нашего внутреннего спроса.
А мы пойдем на рынок. Внешний
– Теперь о самом животрепещущем – про жизнь в Приморье после саммита. По моему глубокому убеждению, будущее Приморья находится на внешних рынках АТР, в кооперации с иностранными партнерами. Магистральный путь развития Приморья – встраивание в международные цепочки создания стоимости, при этом конечное – готовое изделие или сервис (та же логистика) должны быть по максимуму у нас. Очевидно, что новая политика, которая началась со строек АТЭС во Владивостоке, должна существенно способствовать развитию прежде всего Приморья как одного из самых подходящих для жизни регионов Дальнего Востока.
Сейчас мы на стадии роста. По моим ощущениям, наступает как раз период воплощения идей, которые родились и были высказаны на предыдущем этапе. Не думаю, что мы должны сидеть и ждать инвестиционные поступления. Их не будет, или они придут тогда, когда в них отпадет особая надобность. Мои земляки уже давно привыкли к менее «жирной», но прозаичной жизни. Всюду надо работать, и везде выживать отнюдь не легче, чем в Приморье. И мы должны как-то себя в аналогичном направлении двигать. Это просто нормальная жизнь.
Автор:Александр КАРАСЁВ «Владивосток»