Что станет с Приморьем после саммита АТЭС-2012

Используя принципы комбинаторики, Приморье можно вывести на высокий уровень: Председатель Лиги финансовых институтов Александр Ивашкин

Чем ближе саммит АТЭС-2012, тем больше вопросов. И меньше оптимизма. Что будет дальше с Приморьем, когда иссякнет поток федеральных средств, когда  рабочие профессионалы уедут, а гастарбайтеры останутся? Откуда брать средства на содержание появившихся объектов, ведь вряд ли тот же театр или  океанариум окупит себя в первый месяц. И насколько тяжело будет это финансовое бремя для приморцев.  Многие жители края по-прежнему смотрят на запад, за рубеж, а если уже не в состоянии уехать сами, то пытаются отправить своих детей. Темпы промышленного производства не вызывают ни оптимизма, ни умиления. Многие проекты с участием зарубежных инвесторов по-прежнему находятся на проектной стадии, а промышленные предприятия совсем не имеют этого статуса, в реалии это лишь небольшие цеха. О том, какие у Приморья есть шансы на будущее и как можно выбраться  из этой ситуации, своими размышлениями с корр. РИА «Ежедневные новости Владивостока» поделился председатель «Лиги финансовых институтов» Александр Ивашкин.

— В Приморье в последние 5 лет вливались такие огромные госинвестиции для проведения Саммита АТЭС, да и в госпрограмме «Стратегия развития Дальнего Востока» заложены цифры впечатляющего развития Приморья. Например в ней запланировано, что в 2013 году объем промышленного производства в Приморье составит 124% по сравнению с предыдущим годом, инвестиции — 127%, денежные доходы на душу населения -113%. Это все реально? — Действительно проведение уже через полтора месяца в сентябре 2012 года Саммита АТЭС во Владивостоке дало  некоторый импульс развитию  края. Однако внешний тюнинг Владивостока (англ. «tuning»-«настройка»- «регулировка»), не сможет  привести край и его население  к  озвученным  в «Стратегии развития» цифрам, т.к  наличие тюнинговой «инфраструктуры» — дороги, мосты-красавцы, очистные сооружения, аэропорт, спортивно-концертный зал, новый театр  и пр., требуют   совсем другого тренда — новых  заводов, производств, рабочих мест и т.д.

А если этого сейчас уже или еще нет, то над краем, как дамоклов меч, будет продолжать  висеть  огромная  проблема — динамика численности населения края, несмотря на все усилия власти, все дороги, мосты, океанариумы и прочее,  отрицательная. Наличие этого фактора тянет за собой и другие проблемы — сокращение внутреннего спроса на товары и услуги, рост дефицита кадров, рост на затраты производства. Получается замкнутый круг — люди уезжают из Владивостока и Приморья потому, что здесь становится все труднее жить и зарабатывать себе на достойную жизнь, а труднее жить и зарабатывать становится потому, что все уезжают. 

Покидают край,  к сожалению, те, у кого главное богатство находится в голове, кто может без особых проблем найти себе место в любом другом регионе РФ: квалифицированные специалисты, предприниматели,  выпускники ВУЗов и наиболее активная экономически часть населения, способная выступать потребителями товаров и услуг. Отрицательная динамика численности населения  негативно влияет на темпы экономического роста края. Так что отрицательные потоки денег и людей неизбежно приведут уже в ближайшее время  к снижению  темпов экономического роста края, в том числе доходов бизнеса, бюджета и граждан. Круг замкнется и лишит нас всех надежд на нормальное будущее. Мосты останутся, но кто по ним будет ездить?

— Почему так происходит?

    У  Азиатско-тихоокеанского форума экономического сотрудничества ( АТЭС) были четко определена дата  его проведения — сентябрь 2012 года. Так вот к этой дате и подгонялась стройка  всей новой инфраструктуры Владивостока. Присутствие очень пристального контроля  со стороны  руководства страны  над стройками  дало результат — со сроками подготовки инфраструктуры Саммита по большому счету справились! 

Не ставился же  вопрос, извините, утрирую, увеличить количество рабочих мест в Приморье до 2 млн. и запустить 100 промышленных объектов к такому-то сроку?

Хотя конечно подготовленных и образованных специалистов в Приморье пока еще больше, чем  созданных рабочих мест на обслуживании мостов и дорог. Уже сейчас понятно, что  достигнутый в предыдущие годы  темп развития края, который был заложен в ходе строительства объектов саммита АТЭС,  может сойти на нет в конце 2012 года. На стройках Саммита работало огромное количество людей и контрагентов. Предусматривалось, что после окончания строек они перейдут работать на новые промышленные объекты, но таких объектов просто нет, либо они из рук вон плохо строятся! Поэтому, отвечая на ваш вопрос,  про впечатляющие цифры  развития Приморья скажу так — следующий год будет для Приморья экономически нестабильным, а может быть и провальным, если не произойдет  корректировки в экономической политике региона. Если не начнется тот самый экономический, политический и социальный «ребрендинг» края, о котором сегодня говорит новый губернатор Приморья Владимир Миклушевский, недавно отметивший 100 дней пребывания на этом посту.

-В декабре прошлого года Внешэкономбанком создан «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона», наконец  совсем недавно было создано Министерство по развитию Дальнего Востока, задачей которого как раз и стоит развитие региона? А вообще-то — есть ли жизнь в Приморье после Саммита?

Думаю, что к двум перечисленным сравнительно молодым бюрократическим  госструктурам необходимо припрячь третье звено (пофантазирую) — Государственное «Агентство поддержки экспорта Дальнего Востока», задачей которого будет создание государственной политики по стимулированию экспорта  конечной продукции в несырьевых отраслях промышленности, а также создание особых налоговых преференций для производителей, льготной (нулевой!!) системы кредитования таких производителей, специальных  (нулевых) таможенных тарифы на  обновление оборудования и пр.

Вот  такая «русская тройка» сможет на качественно ином уровне осуществлять  государственную экономическую политику РФ на Дальнем Востоке. Общепризнанный факт (власти это понимают) — большая часть  промышленности Дальнего Востока, особенно машиностроение, сейчас брошены на произвол судьбы и выживают, кто как может. Развитие  любой несырьевой, перерабатывающей и производящей готовый продукт промышленности на Дальнем Востоке с учетом будущей ситуации (вступление в ВТО)  без господдержки — самообман. В нынешних условиях, без роли  государства нельзя отладить систему помощи производству, а создание данного триумвирата — внятный сигнал руководством страны внешним и внутренним контрагентам о приверженности определенному курсу в экономической политике на Дальнем Востоке и выращивание ее  конкурентоспособной на внешних рынках. Уместно так же сказать, что развитие  любой несырьевой промышленности на Дальнем Востоке не нужно, прежде всего, нашим высокоразвитым соседям. Не верите?! Для них куда выгоднее, чтобы Дальневосточная окраина России оставалась сырьевым придатком, как российского государства, так и стран АТР. Тем проще будет однажды прибрать к рукам эти богатейшие, переполненные нефтью, полезными ископаемыми, земельными, водными и биологическими ресурсами территории, если что. Это очень опасная тенденция.

  Теперь про жизнь в Приморье «после Саммита». По моему глубокому убеждению, будущее Приморья находится на внешних рынках АТР, в кооперации с иностранными партнерами. Магистральный путь развития Приморья — встраивание в международные цепочки создания стоимости, при этом  конечное — готовое изделие или система (та же логистика) должны быть по максимуму у нас. Очевидно, что новая политика, которая началась со строек АТЭС во Владивостоке должна существенно способствовать развитию прежде всего Приморья, как  одного из самых  подходящих для жизни регионов Дальнего Востока.

— Вы предлагаете применение  селективной, избирательной  политики к развитию Дальнего Востока?

   А зачем осваивать земли, которые не пригодны для жизни? Оставить их надо другим поколениям или вахтам, а развивать нужно те регионы, где наиболее быстро будет ощущаться экономический эффект и от которых зависит стабильность достигнутого территориального статус-кво российского государства на Дальнем Востоке.

Приморье как раз и есть та земля, где все это уже началось с того момента, когда решили делать во Владивостоке Саммит АТЭС. А то стратегии «местечкового развития» князьков уже стали видны невооруженным взглядом. Возьмите, к примеру,  «несчастную лесозаготовку». Такая заготовка как сейчас — тактика «выжженной земли», варварство не только по отношению к нынешнему поколению и зверью, живущему в лесу, но и к человечеству в целом. Ведь лес — это «легкие планеты», а не способ набивания карманов лесных бармалеев, которые уже далеко запустили лапу в будущее наших детей, внуков, а кое-где и правнуков.

Развитие наших приграничных соседей  оказывает каждодневное  влияние на весь Дальний Восток РФ и приходится  констатировать, что именно развитие  нашего большого соседа , а не России стимулирует сейчас развитие Дальнего Востока. Но стимулируется развитие именно тех секторов, которые нужны соседям, т.е. опять же сырьевых, добывающих и транспортных — для перевозки ресурсов. Думаю многим аналитикам   понятно, что  сырьевые проекты с незаконченным циклом очень  рискованны, потому как спрос для таких проектов определяется внешним рынком, который в длительной перспективе не всегда просто прогнозируется. Равно также как и  «отверточные» технологии, которые подаются порой как иностранные инвестиции и технологии, но на самом деле совсем не обеспечивают лидирующих конкурентных позиций на рынках сбыта.

К примеру,  нынешнее автопроизводство во Владивостоке, как те же  будущие судоверфи в Большом Камне  с соседями по АТР — это, по сути, «отверточные технологии», которые легко свернуть при изменении институциональных контуров рынка. Иностранцы просто переносят к нам часть своего производства, но не для производства экспортной продукции, а чтобы производить продукцию для нашего внутреннего спроса.  Так что, если посмотреть трезво, существующее положение Дальнего Востока похоже на «крейсер в тумане», который плывет все тише и тише, а экипаж (граждане) покидают постепенно его палубу. Капитан-то есть, но он со своими штурманами управляет кораблем по телевизору из Москвы, а тот штурман, что есть на мостике, еще озирается. Нужен прорыв!

— Есть способы обеспечить этот прорыв?

Хорошо, что уже сделан первый шаг — созданы «Фонд развития Дальнего Востока» и  МПР Дальнего Востока. Второй шаг — провести анализ всего  спектра  вариантов развития Дальнего Востока и выбрать такой путь,  который бы позволил  региону созидать и развиваться независимо от «воли и сознания людей», в которой была «зашита» и встроена  «логику саморазвития».

Это стратегически. Теперь тактически. Эти две госструктуры выполняют сейчас роль монопольного госпосредничества между нашим, надеюсь, прекрасным будущим и настоящим, и именно им уготовано, опять же уже  в ближайшем будущем, отвечать за принятые решения по развитию региона, а также отвечать перед высшим руководством страны за результат. Хотел бы им прямо сейчас предложить некоторые клише, которые сыграли бы положительную роль в данной бифуркационной точке развития Дальнего Востока.

  Во-первых,  необходимо принять первоочередные меры по стабилизации населения региона, для этого нужны дополнительные социальные льготы населению. Снижение тарифов ЖКХ, налоговых, таможенных пошлин и прочих поборов. Думаю, данная мера не станет серьезной нагрузкой для бюджета страны из-за  малой численности населения на Дальнем Восток. Это может быть в виде  денежных  привилегий и льгот, (районные коэффициенты-надбавки, налоги, компенсация ипотечной ставки кредитования, субсидирование  обучения в учебных заведениях молодежи, в разы необходимо поднять  материнский капитал по прогрессивной шкале и пр.). Также с учетом наличия отрицательной динамики численности населения, необходимо выработать  детальный план привлечения  молодежи и специалистов из других российских регионов, включающий обязательное предоставление жилья, подъемных и пр., а также четко обозначить политику  контролируемой иммиграции из зарубежных стран.

Во-вторых, РФ будет  вступать  в ВТО на фоне того, что мировая экономика переходит к новому технологическому укладу стремительного развития. Все окружающие нас  соседи —  гиганты экономики — ускоренными темпами переходят на инновационную модель развития, интегрируются в мировые зоны «свободной торговли», а мы, как оказалось, ищем хорошего инвестора с мешком денег, готового «вложить» тот самый мешок в региональный проект ,  потому как у него, на наш взгляд, есть тоже хорошая гарантия — другой мешок в виде государственного «Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона». И плюс к тому, мы ему за счет «особого нашего внимания» будем обеспечивать налоговые каникулы и кое-какие еще преференции-послабления. Но это же  индустриальная модель прошлого века!

Разумеется,  есть главные задачи, стоящие перед регионом -найти деньги на финансирование проектов развития сельского, рыбного и лесного хозяйства, туризма, промышленности, привлечение стратегических партнеров к развитию индустриальных парков, развитию портовых транспортно-логистических узлов и многого другого. Тогда сделайте так, чтобы на Дальнем Востоке во Владивостоке (в  Москве по плану правительства в 2013 году), заработал механизм регионального ли, зонального ли, но МФЦ — Международного финансового центра.

МФЦ- это такой интересный механизм, который самостоятельно генерирует деньги на необходимые инвестиционные  проекты, а рынок сам настраивается на тот или иной бизнес! Да, знаю, придется глобально корректировать и менять законодательство, создавать абсолютно новое корпоративное законодательство, изменять судейскую практику, наконец! Но ведь смогли же в свое время, когда очень надо было,  внести правки  в Конституцию! Сейчас момент еще большей нужды  — Дальний Восток пустеет!

— Вы участвовали в гражданском Референдуме «Открытый выбор», инициированный новым губернатором Приморья с собственной программой «Финансовая грамотность населения и субъектов предпринимательства, как главный фактор конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности Владивостока в условиях инновационной экономики». Более того, если не ошибаюсь, из 150 участников референдума, помимо Вас только еще трое пришли с программами. Какие конкретно выгоды от последовательного внедрения положений программы  получит Приморье в перспективе?

 Прибытие во Владивосток участников и гостей Саммита увеличит нагрузку особенно на банковский сектор края. Всем находящимся в крае банкам хочется не ударить лицом в грязь и предъявить взыскательным гостям финансовый сервис должного уровня, а сам Саммит может стать катализатором ускорения развития безналичных розничных платежей во Владивостоке.

Поэтому для нашего Некоммерческого Партнерства «Лига финансовых институтов»  формирование  современного финансового потребителя в крае  соответствует стратегическим интересам местной  экономики, а реализация  нашей программы преследует те  же самые цели, которые в общих чертах присутствуют во всех базовых документах по развитию края и закреплении в крае населения. Это модернизация финансового сектора в целом, повышение обеспеченности финансовой инфраструктурой и, как результат, повышению доступности банковских услуг, достижение мировых стандартов качества обслуживания клиентов, увеличению налогооблагаемой базы за счет выхода из тени экономических субъектов. Тем самым,  мы хотели бы сделать Приморье как бы ориентиром развития на долгие годы вперед для остальных регионов России.

— Так будет ли жизнь в Приморье после Саммита?

— В Приморье совсем недавно назначили нового  губернатора Владимира Владимировича Миклушевского. Его первые шаги, направленные на создание транспарентного общества весьма импонируют нашим гражданам. Открытость Приморья, равно как и финансовая грамотность граждан Приморья, всего лишь небольшие кирпичики в построении того будущего отрезка, который мы называем — жизнь после Саммита. Наш край, как и в целом общество, развивается по определенным законам..

Знаете расхожую идею о спиралевидном развитии? На каждом уровне виток спирали повторяется. Но как поет Кобзон- «все повторяется, только на круге другом…». Развитие, кризис, новый этап… Сначала — осознание, потом появляются какие-то новые идеи, мы начинаем куда-то двигаться, расти…

Сейчас мы на стадии роста. По моим ощущениям,  наступает как раз период воплощения идей, которые родились и были высказаны на предыдущем этапе. Не думаю, что мы должны сидеть и ждать инвестиционные поступления, их не будет, или они придут тогда, когда в них отпадет особая надобность. Мои земляки уже давно привыкли  к менее «жирной», но прозаичной жизни.  По большому счету любая приморская  семья должна получать стабильно деньги. Везде работать и везде выживать отнюдь не легче, чем в Приморье. И мы должны как-то себя в аналогичном направлении двигать. Это просто нормальная жизнь.

 И еще. В моей любимой науке математике есть раздел комбинаторики, в котором изучаются задачи выбора элементов из заданного множества и расположения их в группы по заданным правилам, а также расчет числа «шансов» из складывающихся  элементов  событий, размещений, перестановок, сочетаний,  результатов. О числе шансов говорят, когда возможно множество результатов какого-либо действия (выбор карты из колоды, подбрасывание кубика или монетки и др). Так вот, как нами исследовано — применение формул комбинаторики к определению шанса развития Приморья сейчас имеют наивысшую вероятность. Осталось подождать какое-то время.

http://novostivl.ru/msg/18490.htm

НАШИ ПАРТНЕРЫ
ZRP_logo_final
МИРОВОЕ ВРЕМЯ
  • CET: 2024-11-25 16:01
  • MSK: 2024-11-25 18:01
  • +10: 2024-11-26 01:01
  • IST: 2024-11-25 17:01
  • +08: 2024-11-25 23:01
  • EST: 2024-11-25 10:01