Александр ИВАШКИН: Приморью «внешний тюнинг» Владивостока не поможет.

В Приморье в последние 5 лет вливались огромнейшие госинвестиции для проведения Саммита АТЭС, в госпрограмме «Стратегия развития Дальнего Востока» также заложены цифры впечатляющего развития Приморья. Например, в ней запланировано, что в 2013 году объем промышленного производства в Приморье составит 124% по сравнению с предыдущим годом, инвестиции – 127%, денежные доходы на душу населения -113 %.

«ЗР» обратился к председателю Некоммерческого партнерства Лига финансовых институтов Александру ИВАШКИНУ за комментарием о том, насколько реальны такие перспективы.

— Александр Владимирович, проведение уже через полтора месяца в сентябре 2012 года Саммита АТЭС во Владивостоке, безусловно, дало некоторый импульс развитию края. Что дальше?

— Полностью согласен. Однако «внешний тюнинг» Владивостока, не сможет привести край и его население к озвученным в «Стратегии развития» цифрам, т. к. наличие тюнинговой «инфраструктуры» — дороги, мосты-красавцы, очистные сооружения, аэропорт, спортивно-концертный зал, новый театр и пр., требуют совсем другого тренда — новых заводов, производств, рабочих мест и т.д.

zrpress.ru— А если этого сейчас уже или еще нет, то край по- прежнему не избавится от огромной проблемы — динамика численности населения края, несмотря на все усилия власти, все дороги, мосты, океанариумы и прочее, отрицательная. Наличие этого фактора тянет за собой и другие проблемы — сокращение внутреннего спроса на товары и услуги, рост дефицита кадров, рост на затраты производства. Получается замкнутый круг – люди уезжают из Владивостока и Приморья потому, что здесь становится все труднее жить и зарабатывать себе на достойную жизнь, а труднее жить и зарабатывать становится потому, что все уезжают. Мосты останутся, но кто по ним будет ездить?

— Почему так происходит?

— У Азиатско-тихоокеанского форума экономического сотрудничества (АТЭС) были четко определена дата его проведения – сентябрь 2012 года. Так вот к этой дате и подгонялась стройка всей новой инфраструктуры Владивостока. Присутствие очень пристального контроля со стороны руководства страны над стройками дало результат — со сроками подготовки инфраструктуры Саммита по большому счету справились! Не ставился же вопрос, извините, утрирую, увеличить количество рабочих мест в Приморье до 2 млн. и запустить 100 промышленных объектов к такому-то сроку?

— Но, ведь Вы не будете спорить о том, что подготовленных и образованных специалистов в Приморье пока еще больше, чем созданных рабочих мест на обслуживании мостов и дорог?

— Это так, как и понимание того, что достигнутый в предыдущие годы темп развития края, который был заложен в ходе строительства объектов саммита АТЭС, может сойти на нет в конце 2012 года. На стройках Саммита работало огромное количество людей и контрагентов. Предусматривалось, что после окончания строек они перейдут работать на новые промышленные объекты, но таких объектов просто нет, либо они из рук вон плохо строятся! Поэтому, отвечая на ваш вопрос про впечатляющие цифры развития Приморье, скажу так — следующий год будет для Приморья экономически нестабильным, а может быть и провальным, если не произойдет корректировки в экономической политике региона. Если не начнется тот самый экономический, политический и социальный «ребрендинг» края, о котором сегодня говорит новый губернатор Приморья Владимир МИКЛУШЕВСКИЙ.

— В декабре прошлого года Внешэкономбанком создан «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона», наконец совсем недавно было создано Министерство по развитию Дальнего Востока, задачей которого как раз и стоит развитие региона.

— Думаю, что к двум перечисленные вами сравнительно молодым бюрократическим госструктурам необходимо «припрячь» третье звено (пофантазирую) — Государственное «Агентство поддержки экспорта Дальнего Востока», задачей которого будет создание государственной политики по стимулированию экспорта конечной продукции в несырьевых отраслях промышленности, а также создание особых налоговых преференций для производителей, льготной (нулевой!!) системы кредитования таких производителей, специальных (нулевых) таможенных тарифы на обновление оборудования и пр. Вот такая «русская тройка» сможет на качественно ином уровне осуществлять государственную экономическую политику РФ на Дальнем Востоке. Развитие любой несырьевой, перерабатывающей и производящей готовый продукт промышленности на Дальнем Востоке с учетом будущей ситуации (вступление в ВТО) без господдержки — самообман. Уместно так же сказать, что развитие любой несырьевой промышленности на Дальнем Востоке не нужно, прежде всего, нашим высокоразвитым азиатским соседям. Не верите?! Для них куда выгоднее, чтобы Дальневосточная окраина России оставалась сырьевым придатком, как российского государства, так и стран АТР. Это очень опасная тенденция.

— А вообще-то — есть ли жизнь в Приморье после cаммита?

— По моему глубокому убеждению, будущее Приморья находится на внешних рынках АТР, в кооперации с иностранными партнерами. Магистральный путь развития Приморья — встраивание в международные цепочки создания стоимости, при этом конечное — готовое изделие или система (та же логистика) должны быть по — максимуму у нас. Очевидно, что новая политика, которая началась со строек АТЭС во Владивостоке, должна существенно способствовать развитию, прежде всего, Приморья, как одного из самых подходящих для жизни регионов Дальнего Востока.

Поэтому, во-первых, необходимо принять первоочередные меры по стабилизации населения региона, для этого нужны дополнительные социальные льготы населению. Снижение тарифов ЖКХ, налоговых, таможенных пошлин и прочих поборов. Думаю, данная мера не станет серьезной нагрузкой для бюджета страны из-за малой численности населения на Дальнем Востоке, и это может быть в виде денежных привилегий и льгот, (районные коэффициенты-надбавки, налоги, компенсация ипотечной ставки кредитования, субсидирование обучения в учебных заведениях молодежи, в разы необходимо поднять материнский капитал по прогрессивной шкале и пр.). Также с учетом наличия отрицательной динамики численности населения, необходимо выработать детальный план привлечения молодежи и специалистов из других российских регионов, включающий обязательное предоставление жилья, подъемных и пр., а также четко обозначить политику контролируемой иммиграции из зарубежных стран.

Понимаю, что перед регионом стоят важные задачи — деньги на финансирование проектов развития сельского, рыбного и лесного хозяйства, туризма, промышленности, привлечение стратегических партнеров к развитию индустриальных парков, развитию портовых транспортно-логистических узлов и многого другого. Тогда сделайте так, чтобы на Дальнем Востоке во Владивостоке (в Москве по плану правительства в 2013 году), заработал механизм регионального ли, зонального ли, но МФЦ (Международного финансового центра).

Да, знаю, придется глобально корректировать и менять законодательство, создавать абсолютно новое корпоративное законодательство, изменять судейскую практику, наконец! Но ведь смогли же в свое время, когда очень надо было, внести правки в Конституцию! Сейчас момент еще большей нужды — Дальний Восток пустеет!

Яна Мальцева, «Золотой Рог».

НАШИ ПАРТНЕРЫ
ZRP_logo_final
МИРОВОЕ ВРЕМЯ
  • CEST: 2024-04-27 21:51
  • MSK: 2024-04-27 22:51
  • +10: 2024-04-28 05:51
  • IDT: 2024-04-27 22:51
  • +08: 2024-04-28 03:51
  • EDT: 2024-04-27 15:51