НАЛОГИ В 2015 ГОДУ. ВАЖНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Федеральным законом от 4 ноября 2014 года №347-ФЗ внесены изменения в первую и вторую части Налогового кодекса Российской Федерации. Нововведения коснулись уплаты и взыскания налогов, налоговых проверок, привлечения налогоплательщиков к налоговой ответственности и многого другого. О важнейших дополнениях и уточнениях рассказали специалисты Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю.
Законодательно закреплена возможность использования личного кабинета налогоплательщика
С 1 июля 2015 года в Налоговом кодексе РФ закрепляется понятие личного кабинета налогоплательщика и предусмотрены случаи, когда данный ресурс используется для реализации налогоплательщиком и инспекцией своих прав и обязанностей. К примеру, с помощью личного кабинета налогоплательщику может быть направлено налоговое уведомление или передано требование об уплате налога.
Отметим, что если от налогоплательщика — физического лица получено уведомление об использовании личного кабинета, то иными способами (на бумажном носителе или в электронной форме по ТКС) документы этому лицу не направляются до получения от него уведомления об отказе от использования личного кабинета налогоплательщика.
Физическое лицо обязано сообщать в инспекцию об объектах налогообложения, по которым оно не получает уведомлений
Сведения об объектах налогообложения, принадлежащих физлицам, инспекция получает в порядке межведомственного взаимодействия. Однако на практике нередко возникают ситуации, когда в налоговый орган своевременно не поступает информация о приобретении транспортных средств или объектов недвижимости. В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налоги не уплачиваются.
С 1 января 2015 года введена новая обязанность физических лиц — сообщать в инспекцию об объектах обложения транспортным налогом, земельным налогом и налогом на имущество в случае, если за весь период владения упомянутой недвижимостью или транспортным средством налогоплательщик не получал уведомлений и не платил налоги.
Помимо сообщения о наличии объектов налогообложения физлицо должно представить в налоговый орган правоустанавливающие документы или документы, подтверждающие госрегистрацию транспортных средств. Эти сведения необходимо направить однократно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики должны направлять налоговому органу квитанцию о приеме документов, переданных им в электронной форме
С 1 января 2015 года для налогоплательщиков, которые должны представлять налоговую декларацию в электронной форме, введена новая обязанность. Они должны обеспечить получение документов, которые налоговый орган использует при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, и которые направляются налогоплательщикам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Такими документами могут быть, в частности, требования о представлении документов или пояснений, уведомление о вызове в налоговый орган.
По новым правилам налогоплательщики обязаны в электронной форме отправить инспекции по телекоммуникационным каналам связи квитанцию о приеме указанных документов в течение шести рабочих дней со дня их отправки налоговым органом.
Введено новое основание для приостановления операций по счетам налогоплательщика
Начиная с 1 января 2015 года налоговый орган может приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств в случае, если не исполнена обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме: требования о представлении документов; требования о представлении пояснений; уведомления о вызове в налоговый орган.
Необходимо отметить, что действие по решению приостановления операций по счетам налогоплательщика или по отмене такого решения распространяется также на организации и предпринимателей, которые обязаны представлять декларации по соответствующему налогу, хотя и не являются его плательщиками, т.е. налоговыми агентами. Это могут быть, например, применяющие УСН организации, выставившие счета-фактуры с выделенной суммой НДС.
Здесь также важно отметить еще одно нововведение – с 1 января 2015 года решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств может быть вынесено в течение трех лет. Данный период исчисляется с момента истечения 10 рабочих дней, следующих за окончанием установленного срока представления декларации.
Ужесточен порядок проведения камеральной проверки декларации по НДС
С 1 января 2015 г. расширен перечень случаев, когда налоговый орган может при проведении камеральной налоговой проверки истребовать у налогоплательщика документы.
Однако истребовать такие документы налоговый орган вправе только в случае, если выявленные противоречия и несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы налога к возмещению.
Кроме того, с начала 2015 года Налоговым Кодексом РФ установлено право налоговых органов, проводить осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов. Согласно нововведениям налоговый орган может осуществлять осмотр в рамках не только выездной, но и камеральной проверки декларации по НДС, если: представлена декларация с заявленной суммой налога к возмещению или выявлены определенные противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении налога к уплате или о завышении суммы налога к возмещению.
Осмотр проводится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего проверку. Данное постановление должно быть утверждено руководителем налогового органа или его заместителем.
Установлены новые обязанности органов ЗАГС и органов опеки и попечительства
С 1 января 2015 года органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать в налоговые органы о фактах заключения и расторжения брака, установления отцовства. Кроме того, с указанной даты органы опеки и попечительства должны сообщать в инспекцию о фактах установления и прекращения опеки и попечительства. Напомним, что согласно ранее органы ЗАГС сообщали в налоговые органы только о фактах рождения и смерти физлиц.
Налоговый орган вправе взыскать с бюджетной организации во внесудебном порядке недоимку, размер которой не превышает 5 млн. рублей
С 1 января 2015 г. изменен порядок взыскания задолженности по налогам и сборам (пеням, штрафам) с организаций, у которых открыт лицевой счет, другими словами, являющихся участниками бюджетного процесса. Так, теперь в судебном порядке с лицевого счета организации взыскивается только сумма, размер которой превышает 5 млн. рублей. Соответственно, если задолженность по налогам и сборам (пеням, штрафам) будет меньше указанной суммы или равна ей, то взыскание производится во внесудебном порядке.
Напомним, что Налоговый Кодекс РФ предусматривал безусловный судебный порядок взыскания любой задолженности по налогам и сборам (пеням, штрафам) с организации, у которой открыт лицевой счет.
Местные налоги и сборы могут вводиться на уровне внутригородских районов
В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению и прекращению действия местных налогов (земельного налога и налога на имущество физлиц) и сборов (торгового сбора) осуществляют представительные органы внутригородских районов либо представительные органы городского округа с внутригородским делением. Это зависит от того, как на основании закона субъекта Российской Федерации разграничены полномочия между названными органами местного самоуправления.
Следует отметить, что введение данной нормы связано с изменениями Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно данному Закону к вопросам местного значения внутригородского района отнесены, в частности, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов. Полномочия органов местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органов местного самоуправления внутригородских районов по решению этих вопросов могут разграничиваться законами субъекта Российской Федерации.
Введена новая форма налогового контроля, проводимая в отношении отдельных организаций — налоговый мониторинг
С 1 января 2015 года Налоговым кодексом РФ предусмотрена новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг. Предметом налогового мониторинга является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты налогов и сборов, обязанность по уплате которых возложена на организацию, являющуюся налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом. По общему правилу за период, за который проводится налоговый мониторинг, инспекция не вправе проводить выездные и камеральные проверки. Из этого правила предусмотрен ряд исключений. Например, проверки будут проводиться, если в уточненной декларации, представленной за отчетный период проведения налогового мониторинга, подлежащая уплате в бюджет сумма налога меньше, чем в ранее представленной декларации.
Проведение налогового контроля в данной форме является добровольным. Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании соответствующего решения, которое, в свою очередь, принимается по результатам рассмотрения заявления организации о проведении налогового мониторинга.
Подведем краткие итоги вышесказанного.
С 1 января 2015 года:
— физлица должны сообщать в инспекцию об объектах обложения транспортным налогом, земельным налогом и налогом на имущество в случае, если за весь период владения упомянутой недвижимостью или транспортным средством налогоплательщик не получал уведомлений и не платил налоги (п. 2.1 ст. 23 НК РФ);
— налогоплательщики, которые обязаны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, должны направлять налоговому органу квитанцию о приеме документов, которые используются им при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, и были переданы налогоплательщикам в электронной форме (п. 5.1 ст. 23 НК РФ);
— налоговый орган может приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств в случае неисполнения обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов или пояснений, а также уведомления о вызове в налоговый орган (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ);
— решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств в случае непредставления налоговой декларации может быть вынесено в течение трех лет. Данный период исчисляется с момента истечения 10 рабочих дней, следующих за окончанием установленного срока представления отчетности (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ);
— при выявлении в ходе камеральной проверки определенных противоречий и несоответствий, свидетельствующих о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы налога к возмещению, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых указаны в декларации по НДС (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
— при проведении камеральной проверки декларации по НДС (если представлена декларация с заявленной суммой налога к возмещению или выявлены определенные противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении налога к уплате или о завышении суммы налога к возмещению) налоговый орган вправе осуществлять осмотр территорий, помещений, документов и предметов (п. 1 ст. 92, п. 1 ст. 91 НК РФ);
— органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физлиц, обязаны сообщать в налоговые органы о фактах заключения и расторжения брака, установления отцовства, в органы опеки и попечительства — о фактах установления и прекращения опеки и попечительства (абз. 1 п. 3 ст. 85 НК РФ);
— задолженность по налогам (пеням, штрафам) в размере, не превышающем 5 млн. рублей, инспекция может взыскать с лицевого счета организации во внесудебном порядке (пп. 1 п. 2, п. 8 ст. 45 НК РФ);
— местные налоги и сборы могут вводиться на уровне внутригородских районов в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов городских округов с внутригородским делением либо внутригородских районов (абз. 4 п. 4 ст. 12 НК РФ);
— организация, которая соответствует установленным критериям, вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, который по общему правилу исключает проведение камеральных и выездных проверок за период налогового мониторинга. Особенности проведения налогового контроля в форме налогового мониторинга установлены разделом V.2 НК РФ (абз. 4 п. 1 ст. 82, п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ).
С 1 июля 2015 г.:
— налогоплательщик может осуществлять документооборот с инспекцией через личный кабинет (ст. 11.2 НК РФ).