В России заработала национальная система платежных карт.
С 1 апреля в России официально начала работу Национальная система платежных карт — по сути, внутрироссийская система обработки платежей по пластиковым картам. Из двух лидеров этого рынка в стране — Visa и MasterCard — только последний успел почти полностью перейти на новую систему. Некоторые банки заявили о возможных сбоях.
С предупреждением выступили «Райффайзенбанк» и «ЮниКредит Банк». Первый, как сообщают российские СМИ, уведомил клиентов о «возможных неудобствах, вызванных техническими работами».
Второй на сайте сообщил о «временных трудностях в связи с переходом на новую платформу». Другие российские банки либо не комментируют переход на НСПК, либо утверждают, что ничем страшным для обладателей пластиковых карт Visa и MasterCard это не обернется.
Смысл происходящего состоит в том, что международные игроки на рынке российских пластиковых карт, а это главным образом Visa и MasterCard, эмитировавшие 85% всех карт в России, должны в соответствии с новым законом полностью перейти на обработку российских платежей на территории страны.
Раньше, когда владелец такой карты осуществлял покупку в российском магазине, информация о платеже отсылалась в процессинговый центр платежной системы, расположенный вне России.
Поправки в законодательство были внесены весной прошлого года, сразу после первой волны западных санкций против Кремля, когда несколько банков, принадлежащих бизнесменам из окружения Владимира Путина, были отключены от Visa и MasterCard.
Бояться нечего?
Поначалу речь шла о том, что международные платежные системы должны перенести свои процессинговые центры на территорию России, что было бы для них очень затратно. В конечном счете, сошлись на том, что Москва сама создаст процессинговый центр, к которому подключатся иностранные системы (при этом они будут платить ему комиссию за каждый платеж).
Согласно закону, окончательный переход на российскую платежную инфраструктуру должен был состояться до 1 апреля. Однако фактически лишь MasterCard, первым заключивший партнерство с НСПК, успел выполнить это условие. Visa, по неподтвержденным данным РБК, к концу марта успела перевести лишь 10% своих российских операций.
Несмотря на вероятность сбоев, связанных с переходом, в целом опасаться нечего, считают некоторые эксперты. В качестве подтверждения своих слов они указывают на факт того, что часть процессинга этих карт уже переведена в Россию — и этого никто даже не заметил.
«У MasterCard уже не первый месяц почти все российские транзакции идут через НСПК, и при этом нет сведений о том, чтобы были какие-то серьезные проблемы. Если они возникнут, то все транзакции можно будет пустить по старым каналам. Банки просто будут работать как прежде, пока проблема не будет устранена», — говорит IT-обозреватель портала banki.ru Михаил Дьяков.
О двух маршрутах
С постепенным введением в строй НСПК меняется цепочка, по которой передавалась информация при покупке, но при этом старый маршрут тоже возможен, продолжает эксперт.
До 1 апреля последовательность операций была такова: клиент проводит картой (либо вставляет ее) по платежному терминалу в магазине. Банк, предоставивший такой терминал магазину, называется банком-эквайером. Информация о карте передается в его процессинговый центр, где по шести первым цифрам номера карты определяется, знакома ли она банку.
Если знакома (например, она выпущена им же или банком, с которым у него соглашение), то платеж проводится напрямую. Если незнакома, то информация о карте передается в процессинговый центр Visa или MasterCard, который уже ищет банк-эмитент, запрашивает у него информацию о состоянии счета, после чего эмитент сначала подтверждает, что на счету клиента есть запрашиваемая сумма, а потом непосредственно списывает деньги со счета.
При этом уведомление о списании средств поступает на терминал банка-эквайера (а также на телефон покупателя, если такая услуга подключена) немедленно, но формально деньги списываются лишь через несколько дней.
С внедрением НСПК маршрут меняется: банк-эквайер пытается определить по первым шести цифрам, знакома ли ему карта. Затем, если незнакома, определяет, российская ли она — и если да, то отсылает информацию о покупке в НСПК, а уже та ищет банк-эмитент.
«Важно заметить, что если возникнут какие-то проблемы с НСПК, то все транзакции можно будет пустить по старым каналам. Банки просто будут работать как прежде, пока проблема не будет устранена», — добавляет Михаил Дьяков.
Большие планы
Представители банковского сообщества публично новую систему оценивают положительно.
«Возьму на себя смелость сказать, что никаких сбоев быть и не должно. Несмотря на то, что Visa немного запоздала с подписанием соглашения, это никак не коснётся потребителей. Пользователи и Visa, и MasterCard спокойно будут обслуживаться», — заявил Русской службе новостей президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.
В отсутствии объективных сложностей заверила в среду президента Владимира Путина и глава Центробанка Эльвира Набиуллина, ведомство которой является акционером и куратором НСПК.
По ее словам, следующей задачей НСПК станет создание на базе формируемой инфраструктуры собственной российской национальной пластиковой карты. Ее собираются запускать в декабре.
Название выберут в ходе всероссийского «творческого конкурса», указывается на только что открытом сайте Национальной системы платежных карт.