О ПЕРСПЕКТИВАХ ДЕОФШОРИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ.
Способы вывода капитала разнообразны, при этом спрос на операции по выводу капитала обеспечен развитой инфраструктурой (банками, консалтинговыми компаниями, страховщиками и др.). Легальные и противоправные механизмы перевода капитала тесно переплетены и во многих случаях сложно различимы между собой, это очень серьезно затрудняет пресечение противоправных практик и действий «экспортеров капитала». А с учетом того, что России декларируется открытую экономику необходимо для всех видов и масштабов бизнеса, а также для граждан сохранять возможность совершения внешнеэкономических операций в рамках обоснованных экономической целесообразностью сделок.
По данным Катасонова В.Ю. -профессора кафедры международных финансов МГИМО, доктора экономических наук, член-корреспондента Академии экономических наук и предпринимательства, накопленный объем российского капитала в иных юрисдикциях составляет сегодня $ 3 триллиона. Для сравнения весь федеральный бюджет России равен в этом году чуть более $300 млрд. Кроме оборотных средств выведены и основные средства — активы в виде зарегистрированных за рубежом компаний, работающих де-факто в России. Такие компании (с иной юрисдикцией) владеют активами в России еще примерно на $30 триллионов. Выведенный капитал из-под российского налогообложения перестает участвовать в процессе создания ВВП и добавленной стоимости в стране. При этом существует огромное количество способов вывода капитала в зависимости от наличия или отсутствия фактического перемещения имущества через границу. Одним каналов оттока капитала является финансово-банковский сектор, без пересечения имуществом границы РФ под видом фиктивных сделок, манипуляций с ценами и номенклатурой товаров при внешнеторговых операциях, невозврате валютных средств, переводе права собственности (владения) на предприятия за рубежом и покупка зарубежных активов.
Каждому из указанных выше способов вывода капитала соответствуют несколько механизмов вывода. Их тоже большое разнообразие. Пожалуй несколько (всего несколько) перечислю: вывод капитала в офшоры через цепочку «фирм-однодневок » путем проведения фиктивных операций купли-продажи, создание искусственной задолженности перед аффилированными структурами за рубежом и завышение процента по зарубежной задолженности перед аффилированными структурами, выплата фиктивных штрафов и иных фиктивных санкций зарубежным структурам, выплата фиктивных страховых возмещений, фиктивные импортные контракты с безвозвратными авансами («фирмам-однодневкам») — т.н. «фиктивная предоплата», фиктивная покупка зарубежной недвижимости через серых риэлторов, фиктивный консалтинг (выплата вознаграждения управляющим компаниям и оплата прочих видов услуг, которые могли бы оказываться на территории России без финансового ущерба для заказчика),фиктивные лизинговые сделки, скрытая покупка зарубежных банков и открытие корреспондентских счетов в них. При выводе средств не брезгуются манипуляции с ценами и номенклатурой товаров такими как — трансфертное ценообразование- вывод прибавочной стоимости за рубеж в рамках системы аффилированных компаний с использованием офшоров, занижение стоимости экспорта товаров и услуг (на границе указывается одна цена, в стране-потребителе, при реализации товаров и услуг через трейдинговые компании, оффшоры и «фирмы-однодневки», другая цена),махинации с номенклатурой импорта (с качеством и составом импорта) для получения необходимых отчетных документов. Ну, и напоследок самый «дикий» способ вывода капитала — невозврат валютных средств, когда якобы «фирмами-однодневкам» — иностранным компаниям выдаются кредиты, возврат которых не предусматривается. Или невозврат экспортной валютной выручки, неосуществление поставок в счет проведенных платежей по экспортным контрактам, покупка нерезидентами российской недвижимости ценных бумаг без перевода денег в Россию. Пожалуй, остановлюсь, потому, как мне не хватит предоставленного редакцией объема статьи, чтоб продолжать перечислять способы увода средств из страны.
Как все мы знаем, с 1 января 2015 года вступил в силу закон № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», направленный на деофшоризацию бизнеса. Но принятие закона вовсе не означает, решения проблем, ведь еще будет правоприменительная практика, где, как правило, «прячется дьявол в мелочах».
На мой взгляд, логика поведения «экспортеров капитала» в большей степени основывается не только на нежелании участвовать в развитии экономики собственного государства. В свое время (наверное, в далекие 90-е), зарождающейся бизнес прятался от криминала, потом от государства, так и не решив, какой «черт» страшнее. Сейчас же существует какой-то незримый барьер недоверия бизнеса и связанного с этим обстоятельством избирательностью применения российского права при внедряемых и провозглашенных на самом «верху» нововведениях — ожидаемой амнистии капитала, деофшоризации бизнеса и пр.. Эту негативную тенденцию необходимо переломить и одновременно создать стимулы для удержания капитала в России! В дополнении ко всему прочему нужна понятная мотивации владельцев вывезенного капитала, т.н. «Правила игры». Разумеется эти «Правила» не могут быть краткосрочными или только для «своих» — они должны быть укоренены в стратегии развития страны в которой позиция бизнеса при отмывание доходов и выводе капитала из страны будет рассматриваться не просто как преступление или частное дело экономического субъекта, но как предательство национальных интересов! А если для «большого» бизнеса поставить вопрос о персональном вкладе и роли в достижении общенациональной цели? Может, включится и психологический фактор?!
Кризисные явления в экономике, как правило, провоцируют утечку капитала из страны, часть которой приходится на оффшорные и тесно связанные с ними (спарринг-офшорные) юрисдикции. Тем не менее, наличие у российских бизнесменов компаний с «иной» юрисдикцией свидетельствует также об усиливающейся интеграции в мировую экономику нашего бизнеса, выступая элементом глобализации. Ведь бизнес стремится не только к налоговой минимизации, но и думает о новых слияниях и поглощениях, а также о привлечении международных инвесторов путем выпуска облигаций, проведения IPO на биржах и других международных операций, что выгоднее осуществлять через компании, зарегистрированные за пределами России, в частности, в зарубежных оффшорах. Могу привести пример — зарубежные страховщики не страхуют фирмы из тех безналоговых зон, где трудно получить достоверную информацию об их финансовом состоянии для оценки финансовых рисков. Использование оффшоров при структурировании бизнеса не только усиливает правовую защищенность активов, но и повышает их международную привлекательность. Поэтому иностранные инвесторы предпочитают вкладывать средства в Россию путем покупки актива, владельцем которого является зарегистрированная в оффшорной юрисдикции компания.
В заключении хочу сказать, что эффективная антиофшорная политика потребует создания экономических и политических гарантий для института собственности. В их числе — наличие политической воли и последовательности, поскольку «антиофшорная» политика затрагивает интересы многих влиятельных граждан регионов и крупных «деятелей» страны. Как-то не нашел в действующей нормативно-право вой базе гарантий, что после раскрытия информации о владении компанией за рубежом человек (бизнесмен) не сядет в тюрьму из-за какого-то другого действующего в н.в. закона. А еще нет вообще никаких гарантий, что с этого же человека не спросят за предыдущие годы владения им этой компанией, как нет ни слова о том, что настроение этому «раскрывшемуся» бизнесмену не испортят, как минимум какой-нибудь проверкой, а максимум — посадкой. Или я дую на воду?
В Приморье в эмбриональном состоянии находятся реформы, направленные на улучшение общего инвестиционного климата, включая создание ТОРов (Территорий опережающего развития), совершенствование налоговой политики, снижение административных барьеров и создание благоприятных условий для ведения бизнеса, альтернативных оффшорным. Дальше нужно, чтобы эволюционно изменилось сознание предпринимателей, владельцев бизнеса. Иными словами, от направленности антиофшорной политики и ее эффективности в решающей степени будет зависеть, станут ли оффшоры одним из инструментов повышения международной конкурентоспособности нашего российского бизнеса или останутся преимущественно каналами трансграничной миграции налоговых доходов и утечки капиталов. Понятно, что переход бизнеса выведшего капиталы из России к «игре по новым правилам» потребует тонкой отладки, т.к. деньги ходят не всегда куда их зовут,где они нужнее и где большой инвестиционный процент и огромные перспективы, а туда они идут, где им безопасно, комфортно и они «отдыхают» …вместе со своими хозяевами. Но для этого нужно время! Быть может, длительное. Отсюда вытекает еще одна проблема: а возможно объять необъятное!?
Автор: А.В. Ивашкин, председатель НК «Лига финансовых институтов»
http://www.eurasian-defence.ru/?q=eksklyuziv/analitika/perspektivah-deofshorizacii