Банки обяжут уведомлять клиентов о комиссиях под роспись.

Для совершения банковских операций, в том числе по обмену валюты, потребуется подпись клиента в документе, где содержится стоимость услуги.

36d9e6014f8e1f412275ccda50344eed

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Банки обяжут письменно предупреждать клиентов обо всех их расходах на совершение операции — в том числе о комиссиях — перед собственно оказанием финансовой услуги. Свое согласие клиент должен будет подтвердить личной подписью. Как выяснили «Известия», такая норма включена в проект поправок в закон «О банках и банковской деятельности» после его доработки в рамках комитета Госдумы по финансовому рынку.

Законопроект был внесен в прошлом году и сейчас рассматривается в первом чтении. Первоначально он предусматривал устное уведомление банком клиента.

«Кредитная организация обязана до совершения банковской операции предоставить клиенту информацию о размере комиссионного вознаграждения, установленного кредитной организацией и взимаемого ею за совершение соответствующей операции, либо об отсутствии такого вознаграждения, а также указать размер и состав расходов, которые понесет данный клиент в результате совершения соответствующей банковской операции», — говорится в доработанном тексте законопроекта, это новая формулировка новая формулировка части пятой 29 статьи «О банках и банковской деятельности».

В предоставленном для ознакомления документе должна содержаться в том числе информация о размере комиссии, которая взимается за совершение конкретной операции, или о ее отсутствии. Также оговаривается, что эти сведения доводятся до сведения клиента в месте проведения банковской операции в письменном виде, а клиент «проставляет собственноручную подпись на предоставленном кредитной организацией документе, содержащем информацию, указанную в настоящем пункте».

Эти нормы не распространяются на операции, совершаемые с помощью банкоматов: сейчас по закону банки и так обязаны предупреждать клиентов о размере комиссии по таким операциям. Перед окончанием расчетов с использованием банкомата данные о комиссиях  должны отобразиться на экране банкомата, а после — на выданном чеке. Кроме того, сейчас законом предусмотрена обязанность банков предоставлять максимальную информацию о затратах, связанных с кредитными договорами. А иные банковские услуги сейчас оказываются клиентам без обязательного предварительного предупреждения их о полной сумме расходов, которые они понесут, воспользовавшись ею. Особенно это актуально для операций по купле-продаже иностранной валюты (такие операции проводятся только банках и их «операционных кассах вне кассового узла»), говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Так, на информационных табло банков может быть указан курс валют, который действителен лишь при совершении операции на определенную сумму. Но клиенты часто не учитывают это обстоятельство, в результате чего уже после узнают, что купили валюту по меньшему курсу, чем указано на табло. Необходимость письменного уведомления банками клиентов о комиссиях обоснована низким уровнем финансовой грамотности населения: граждане «зачастую не могут в полной мере оценить все свои затраты, связанные с совершением банковских операций», отмечено в пояснительной записке.

Реализация предлагаемой нормы, согласен аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко, приведет «к росту защищенности конечного потребителя». По словам зампредправления Тройка-Д Банка Елены Русановой, письменное согласие клиента с получением его подписи предотвращает создание достаточно частых ситуаций несогласия клиента с суммой комиссии уже после проведения операции, притом что сотрудник банка в обязательном порядке сообщает размер комиссии, а в операционных залах размещены в открытом доступе тарифы.

— Это имеет смысл при взаимоотношениях с клиентом, который воспользовался разовой услугой в банке, — говорит Русанова. — Те же, кто пользуется услугами банка на постоянной основе, как правило, ознакомлены с тарифами банка, и у таких клиентов будет вызывать недоумение требования письменного уведомления об одном и том же.

Начальник управления розничных продуктов Локо-банка Светлана Повикалова тоже уверена, что внедрение правил предварительного письменного информирования клиентов увеличит время работы с каждым клиентом. В этом случае, предложила она, оптимизировать процесс можно будет путем расширения полей заявления на проведение той или иной операции.

В любом случае, говорят банкиры, новшество потребует затрат на доработку автоматизированных систем банка, потребует учета и порядка хранения уведомлений. Вырастет нагрузка и на представителей регулятора — Центрального банка — если предполагается формирование отчетности, подтверждающей исполнение новой нормы.

http://izvestia.ru/news/585290

 

НАШИ ПАРТНЕРЫ
ZRP_logo_final
МИРОВОЕ ВРЕМЯ
  • CET: 2024-11-25 21:39
  • MSK: 2024-11-25 23:39
  • +10: 2024-11-26 06:39
  • IST: 2024-11-25 22:39
  • +08: 2024-11-26 04:39
  • EST: 2024-11-25 15:39