Магазины шаговой доступности продолжают повышать цены из-за инфляции.
Скачки валютных курсов и политика международных санкций существенно повлияли на рост инфляции в стране. С начала 2015 года, по данным Interfax, она достигла порога в 15%. Это рекордный показатель с 1999 года. Если ретейлеры придерживаются стратегии сдерживания цен за счет оборотов, то магазины шаговой доступности вынуждены повышать стоимость, чтобы остаться на плаву.
Ретейлеры увеличивают прибыль за счет магазинов шаговой доступности
В феврале 2015 года торговые сети, такие как «Дикси»,«Ашан», X5 Retail group и другие ретейлеры вышли с инициативой зафиксировать цены на социально значимые категории товаров на 2 месяца.
Предложение было принято и согласовано ФАС. По заявлению зам. руководителя ведомства Андрея Кашеварова в интервью ТАСС, «Сговора между сетями здесь нет, как и единого списка продуктов для заморозки цен. ФАС со своей стороны проконтролирует сетевиков относительно превышения стоимости других категорий товаров».
За счет реализации инициативы инфляция не снизилась, но приток покупателей в гипермаркеты произошел существенный. Такой пролоббированный через ФАС маркетинговый ход сразу сказался на работе магазинов шаговой доступности, которые не могут позволить себе продавать в убыток. Тем более, что места закупок и прайс, как для торговых сетей, так и для маленьких магазинчиков практически идентичны.
Как магазины шаговой доступности выживают в кризис?
Покупки, совершаемые около дома, как раз относятся к продуктам и вещам первой необходимости. Поэтому сравнительно небольшой ассортимент мини-маркетов состоит из социально значимых продуктов, таких как хлеб, молоко, мясо, крупы и овощи, на которые и заморозили прайс ретейлеры.
Чтобы удержаться на рынке магазины шаговой доступности выбирают 2 пути:
- ·закупать более дешевую продукцию сомнительного качества, чтобы оставить прежний уровень цен;
- ·увеличить стоимость, но продавать качественный товар, привычный потребителю;
Оба пути — это риски отпугнуть покупателей. Все дело в подходе, первый рассчитан на сиюминутную выгоду, второй на долгосрочную перспективу. Но во время кризиса, каждый выбирает для себя, что ему важнее.
Настоящей проблемой для малого бизнеса стал поиск импортозамещения с введением эмбарго. Если у ретейлеров к началу 2015 года, по сообщению Interfax, приток новых российских поставщиков составил порядка 10%, то для мелких торговых точек — не более 2%. Образовался дефицит ряда продуктов, за счет чего цены выросли еще больше.
Многие небольшие магазинчики вынуждены уходить с рынка совсем или перепрофилировать бизнес в более узкий сегмент, например, продавать только мясо птицы непосредственно с птицефабрик или ферм. То есть выбирать те ниши, где нет прямой конкуренции с крупными ретейлерами.
Кто выбирает магазины шаговой доступности?
Основная аудитория небольших магазинов, расположенных в домах или в ближайшем окружении — это жители ближайших 2–3 многоэтажек или небольшой улицы. Продавцы практически всех знают в лицо и даже ориентируются в потребностях своих покупателей.
Магазины шаговой доступности в отличие от гипермаркетов имеют возможность закупить более оригинальный ассортимент, даже более дорогой. Например, некоторые из них заказывают хлеб не на заводах, а привозят его из частной пекарни. Соответственно вкусовые качества таких продуктов значительно выше. Формируется аудитория маркета, люди приходят именно за такими булочками, которых в ближайшем окружении точно не купишь.
Рост цен = качество или нажива?
Во время роста инфляции, цены увеличиваются как планомерно, так и преднамеренно за счет недобросовестных поставщиков и розничных продавцов. В большинстве случаев прайс у оптовиков остается невысоким, а маржа розничного магазина на 150% больше. К примеру, картофель закупается по 15 руб., а продается по 45 руб. за килограмм.
Все хотят заработать, поэтому на товар более высокого качества ставится весомый ценник. В то же время категория дешевых по себестоимости позиций не может стоить дорого, поэтому и наценка на нее минимальная. В итоге у потребителя есть возможность купить качественный товар, но его стоимость несоразмерно завышена.
Доллар подешевел, а товары нет
О том, что уровень цен уже не вернется к прежнему, говорят многие эксперты. По мнению Александра Ивашкина из «Лиги финансовых институтов»,«Повышение происходит быстрее и легче, чем снижение. Даже если факторы, вызвавшие рост, в данном случае низкая стоимость нефти и падение рубля, устранены, цены останутся на прежнем уровне».
Прежде всего, снижение стоимости невыгодно экономике страны, так как низкие доходы предполагают меньший объем налогов. Плюс ко всему, снижать расценки невыгодно и производителям, для создания требуемых объемов продукции им нужно больше потратить. Это особенно актуально после введения эмбарго, когда спрос на российскую продукцию увеличился в десятки раз.
Магазины шаговой доступности зависимы от поставщиков и производителей, поэтому ждать низких цен пока инфляция не пойдет на спад точно не стоит. Эксперты прогнозируют, что со временем вырастет благосостояние населения, и разница резко увеличившихся в кризис расходов будет просто менее заметна.