Путевые заметки об Израиле: едем на еврейскую свадьбу!
«Знания много места не занимают» (еврейская пословица).
В прошлом месяце мне довелось перенести увлекательное и радостное переживание — я и вся моя семья были в Израиле в небольшом городке Реховоте, да-да в том самом, где расположен всемирно известный институт естественных наук имени Вейцмана. На еврейской свадьбе племянницы, самой необычной и непривычной свадьбе в моем понимании! «Старея, человек видит хуже, но больше» (еврейская пословица, теперь уже и обо мне) поэтому могу точно сказать, что свадебная сказка оживает там, где в сердцах есть любовь и уважение к семейным традициям.
Ведь любая свадьба где бы она ни проводилась — во Владивостоке или Москве, в Варшаве или Гомеле, в Одессе или Ростове подобна ковру, сотканному из многих нитей — исторических, мистических, культурных и правовых. Но еврейская свадьба это очень сложная правовая процедура, при которой невеста и жених берут на себя взаимное и связывающее обязательство, своего рода контракт при небесах! Ритуалы и обычаи еврейской свадьбы исходят как из ее правовых особенностей, так и из лежащих в их основах духовных идей. Именно эти два аспекта есть тело и душа еврейской свадьбы. А теперь все по порядку вместе с мудрыми поговорками от «детей Моисея», чтобы лучше Вы меня поняли, дорогой читатель информационно-аналитического портала «Viperson.ru»! Что называется — «Бог дал человеку два уха и один рот, чтобы он больше слушал и меньше говорил» (опять еврейская пословица).
«Каждый еврей знает, как лучше» (еврейская поговорка).
Майская свадьба моей племянницы начала готовиться за год до назначенной даты с особой тщательностью и любовью к деталям. Ведь ребята-молодожены знали, что на их торжество в Израиле будут собираться гости из разных концов света: от Германии и Канады до Дальнего Востока России. Поэтому советы — как и когда (у каждого приглашенного свой план отпусков и событий на год ) провести свадьбу молодоженам стали поступать со всего света одновременно, примерно из 20 стран мира!
«Хорошо молчать труднее, чем хорошо говорить» (еврейская пословица).
«Прислушавшись» к нашим советам, молодожены разослали всем гостям подробную инструкцию по свадьбе (дату, время, место, подробный проезд, и даже меню) вместе с приглашением посетить Святую Землю. В инструкции было подробнейшим образом также описаны детали по свадьбе, часть из которых сейчас приведу:
«…. форма одежды праздничная, но не помпезная, для мужчин брюки/джинсы и рубашка (галстук не обязательно), женщины могут приходить в чем угодно, цветы на свадьбу не дарят, свой алкоголь приносить не нужно (в баре подают все), напиваться не принято, тостов на свадьбе не произносят, песен под караоке не поют, невесту не крадут и конкурсов не устраивают. Танцы начинаются примерно после первого блюда и продолжаются до упаду с перерывами на еду! Разъезжаются все, когда хотят. Обычно последние гости уезжают часа в два ночи…».
«Какой бы сладкой ни была любовь, компота из нее не сваришь» (еврейская поговорка), или какой дарить подарок молодой семье?
Чтобы не были подарены одновременно 20 кофеварок, 10 айпадов условно) и десяток различного рода девайсов, в Израиле не принято дарить подарки на свадьбу. Дарят деньги в конвертах. «Если бы благотворительность ничего не стоила, все бы были филантропами «(еврейская поговорка). Есть себестоимость места на свадьбе — условно 400 шекелей на человека (около 100 американских долларов), в нее входят аренда зала, меню, музыканты, фейерверки и пр. Вот этот подарочек то и кладется каждой семьей в конверт с пожеланиями молодым и опускается в сейф на входе в церемониальное место проведения свадьбы …можно подписывать конверт, можно нет …все на усмотрение дарителя! А все что выше 400 шекелей можно?
— Можно! Молодые еврейские семьи (как и всем молодожены в мире) любят деньги и нуждаются в них. «Сколько?» — спросите Вы меня. Отвечаю – это зависит уже от вашего желания. Хотя есть и специальная методика (даже на сайтах), которая помогает гостям рассчитать, в зависимости от степени родства к молодым, сумму свадебного подарка свыше себестоимости! Наверняка эту методику изобрели «дети Моисея»!
«Опыт — это слово, которым люди называют свои ошибки» (еврейская мудрость).
Пойдем дальше вперед, дорогой читатель. Как только молодые люди ( а вернее — «обе стороны») друг другу понравились, ими принимается решение заключить брак. После обязательной помолвки («эрусин») начинается т.н. процесс «тнаим», что означает «условия». То есть влюбленность есть, пора и «условия» поставить, чтобы потом никаких трудностей не было, ведь развестись в Израиле настолько сложно, что иногда кажется, что проще не жениться вовсе. И это серьезно! Все договоренности до свадьбы между молодыми сохраняются в письменном виде, хотя это не является обязанностью. А быть может для того, чтобы потом можно было показать бумагу и сказать: «Дорогой ты обещал убирать дом и мыть посуду, так что давай — выполняй!». Кроме бытовой стороны в этой договоренности обязательно оговаривается и материальная сторона жизни будущей семьи. Кто из родителей молодых, как и чем поможет в организации свадьбы, какое «приданое» пожалует? Где будут жить молодые? Ну вот, когда «условия» оговорены, закрепляется помолвка.
«Если проблему можно решить за деньги, это не проблема — это расходы» (еврейская мудрость).
Во время помолвки оговаривается дата свадьбы. Когда же можно сыграть свадьбу в Израиле? В данном случае проще сказать, когда нельзя. А нельзя в самый главный праздник евреев, когда запрещена всякая работа — в шабат (для понимания: самый главный еврейский праздник шабат, который наступает с заходом солнца в пятницу. Как только солнце заходит, у иудеев начинается суббота). Нельзя свадьбу делать в полупраздничные дни (Рош-А-Шана, Йом- Кипур, Шавуот, всю неделю праздника Суккот и всю неделя праздника Песах). Очень выгодно играть свадьбу накануне шабата, то есть утром в пятницу, так как свадьба перетекает в шабатную трапезу, и можно на этом сэкономить. Хотя у нас (как и у евреев?!) тоже не принято свадьбы делать на Новый Год и в длинные праздничные каникулы! Однако «наша» свадьба была назначена на понедельник, как мне сказали -советовали этот день раввины.
«Человек должен жить хотя бы ради любопытства» (еврейская пословица).
Ну вот пришла и сама свадьба! Еврейская свадьба — это сакральная смесь величественных ритуалов и безудержной радости, явление поистине уникальное. Что же там происходит и почему? Приведу лишь короткое изложение этого особенного торжества, свидетелем которого в качестве гостя я был.
Итак, сначала идет торжественный прием (кабалат-паним), когда невеста и жених в окружении семьи и друзей подписывают свадебный контракт. Дальше идет «накрывание невесты» (бадекен). Жених с сопровождающими его людьми подходит к невесте и опускает фату на ее лицо. Этот обряд как бы показывает, что теперь он — хозяин невесты и закрывает ее от проблем, обещая защиту. Лицо невесты остается покрытым всю церемонию «хупы». Что такое «хупа»? Это слово означает саму свадьбу. Хупа — это такой балдахин, под которым проходит бракосочетание. Хупу принято ставить под открытым небом, то есть во дворе зала торжеств. Первым под хупу встает жених, а невеста, обойдя вокруг хупы семь раз, присоединяется к нему. Потом они берут в руки бокалы и произносят благословения, в это время жених вручает кольцо невесте. Что удивительно, жених надевает кольцо на указательный палец невесты, а не на безымянный, как во всем мире, и произносит «Ты посвящаешься мне этим кольцом по закону!» (сразу замечу, как мне по секрету сказал знакомый раввин, «…не все в Израиле оставляют кольцо на указательном, некоторые тут же под хупой переносят его на средний или безымянный палец, строгих правил нет…»). И тогда-то, после обряда с кольцом, достается «ктуба» (брачный контракт), которая зачитывается при всех.
В «ктубе» провозглашается намерение жениха кормить и одевать жену и заботиться о ней, в ней даже оговаривается то, что получит невеста в случае развода. Тут же жених и невеста скрепляют все подписями. А подтверждают их намерения подписи свидетелей, которыми не могут быть родственники невесты или жениха. Хупа — один из самых важных «факторов» церемонии свадьбы. В ней как бы встраивается связь небес, мужчины и женщины, и объединяются их души. Потому как брак — это, прежде всего, связь между душами.
«Ктуба» зачитана, бокалы опустошены и жених ставит бокал на землю и правой ногой разбивает его! Знакомо?! У нас также! Ну, а затем, официально став мужем и женой, пара проводит несколько минут в уединении в специально отведенной комнате. Потом пара выходит из комнаты и присоединяется к толпе гостей – ее встречают с музыкой, пением и танцами. Банкет начинается!
«Лучше умереть от смеха, чем от страха» (еврейская поговорка)
Ну, а теперь самое время о банкете! Пируют, танцуют и поют все, и даже подружка невесты, специально прилетевшая на свадьбу из Германии с грудничком, который все время мило улыбался в люльке, а потом прижавшись к маминой груди мирно сопел, когда все кругом грохотало от восторга! А его мама в это время продолжала с ним пританцовывать. Гостей, я вам скажу, было очень-очень много. На еврейскую свадьбу принято приглашать всех, кого знаешь, поэтому свадьба в Израиле — это все же очень дорогое удовольствие! «Как будто бы у нас не так? — возразит читатель…
Рядом со мной сидела пара из Украины, в седьмом колене они родственники мне, которые поведали о том, что у них сыновья уже женились в Израиле. Я спросил их — «..а сколько людей было на их свадьбах?» — «Двое сыновей женились практически одновременно, денег на свадьбу мы им выдали одинаковое количество с тем, чтобы они сами решили потратить все на свадьбу или сэкономить на путешествие или быт. Так вот один решил гулять шумно и позвал всех своих друзей — 700 человек! Да, это называется пышная свадьба. Иногда бывает и тысяча гостей, а второй решил сэкономить, поэтому сделал свадьбу поскромнее, обыкновенную в израильских рамках, — всего 300 гостей» .
Да, свадьба удовольствие очень дорогое, предлагаю всем родителям готовиться к ней заранее, со времени, когда молодой или молодая только собираются в детский сад. Хотя главное, чтобы была любовь, мы же помним, что «Выйти замуж не напасть, лишь бы замужем не пропасть» (а как же без русской поговорки!) А любовь, любовь она везде одинакова! И на Святой Земле, и в Москве и во Владивостоке. Счастье Вам дорогие мои Мариша и Дрор Катаны еще раз!
P.S Местечко Реховот (в русской Библии Реховоф, перев. «широкие просторы»),где проходила свадьба, было названо в честь колодца, выкопанного Исааком ( библейский патриарх) и где Исаак сказал: «…Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле…».Так что размножайтесь, дорогие молодожены, где бы вы не жили… К российским молодоженам это пожелание тоже относится! Деток Вам побольше! А нам внуков.
И для Вас, дорогой читатель, у меня таки сюрприз. В следующих своих заметках расскажу почему в Израиле нет детских домов.
Владивосток-Реховот (Израиль) -Москва
май-июнь 2015 года
Александр ИВАШКИН
http://viperson.ru/articles/aleksandr-ivashkin-putevye-zametki-ob-izraile-edem-na-evreyskuyu-svadbu