Шёлковый путь друг к другу
Высокопоставленный чиновник китайского МИДа — о дальневосточных проблемах и перспективах
Экономики России и Китая дополняют друг друга. Растет и роль обеих стран в обеспечении безопасности в АТР и во всем мире, считает глава департамента стран Европы и Азии Министерства иностранных дел КНР Гуй Цуню, с которым пообщались в Пекине корреспонденты «Новой во Владивостоке» (командировка стала возможной при содействии генерального консульства КНР в Хабаровске). Ряд заявлений высокопоставленного сотрудника китайского МИДа, касающихся Дальнего Востока, мы приводим ниже – без комментариев и с минимальной редакторской правкой.
Об участии Китая в развитии Дальнего Востока
— Российское правительство и президент Путин вывели освоение Дальнего Востока на уровень национальной стратегии развития. Китай, будучи близким добрым соседом и исходя из высокого уровня стратегического партнерства, готов принимать активное участие в развитии российского Дальнего Востока.
Хотя на протяжении последних лет местные китайские власти и деловые круги осуществляли ряд инвестиционных проектов, они еще далеко не соответствуют высокому уровню двусторонних отношений. В сентябре во Владивостоке впервые состоялся Восточный экономический форум. Китайское правительство готово на площадке этого форума развивать наше сотрудничество на Дальнем Востоке. Создан совет по развитию сотрудничества в области освоения российского Дальнего Востока, который возглавили вице-премьер Госсовета КНР Ван Ян и российский вице-премьер Дмитрий Рогозин.
У Дальнего Востока богатые природные ресурсы. У нас большие преимущества по взаимодополняемости. Помимо этого мы планируем активизировать сотрудничество в несырьевой отрасли, в области социального развития.
Владивосток и соседние порты объявлены свободными. Мы готовы принимать участие в развитии инфраструктуры этих портов. Также готовы расширять участие наших крупных компаний в развитии девяти территорий опережающего развития на Дальнем Востоке. Буквально сейчас наша крупная строительная компания в Уссурийске строит доступное жилье для местного населения. Любые предложения по развитию Дальнего Востока мы будем рассматривать очень позитивно. Мы принимаем во внимание тот факт, что правительство РФ в последние годы предпринимает меры по упрощению административных процедур для развития бизнеса иностранными инвесторами.
О туризме и визах
— Наблюдается стремительное развитие нашего сотрудничества в сфере туризма. В 2014 году Петербург посетили 500 тысяч китайских туристов, рост — в разы. В прошлом году Россию посетили 1,1 миллиона китайских туристов — рост на 50 процентов по сравнению с предыдущими двумя годами. Существенно выросло и число китайских туристов, посещающих российский Дальний Восток.
В последние два года наблюдается снижение числа российских туристов в Китае. Это связано с временными сложностями в российской экономике. Но мы убеждены: Россия, преодолев нынешние сложности, восстановит высокую динамику экономического развития. Будем рады видеть в нашей стране еще больше российских туристов.
Зарубежные поездки китайских граждан набирают обороты. Если нам удастся довести число китайских туристов, посещающих Россию, до 5 миллионов в год, то мы ежегодно будем помогать России на сумму в 10 миллиардов долларов (каждый турист потратит по две тысячи долларов). Помимо этого туризм способствует развитию инфраструктуры и сферы услуг, укрепляет взаимопонимание и дружбу между нашими народами.
Хороший способ привлечения туристов — упрощение визового режима. Сейчас между Россией и Китаем действует безвизовый режим для туристических групп в количестве пяти человек и более. Мы заинтересованы в дальнейшем упрощении режима, например снижении минимальной численности группы до двух человек. Могли бы и вообще перейти на безвизовый режим для всех туристических групп. Нынешнему визовому режиму уже трудно удовлетворять потребности китайских туристов.
О сотрудничестве в области сельского хозяйства
— Развитие сельскохозяйственного сотрудничества имеет весьма широкие перспективы, предоставляет ощутимые выгоды нашим странам и народам. Раньше аграрное сотрудничество в основном шло по линии частного бизнеса: наши предприниматели выращивали овощи на российском Дальнем Востоке и в Сибири. Нужно отдать должное большому вкладу этих компаний в развитие сельхозпроизводства на территории России. Но некоторые предприниматели совершают действия, не соответствующие российскому законодательству. Это не очень цивилизованные действия в области трудовой миграции, нарушение норм применения химических удобрений и токсичных средств. Но у нас есть уверенность в том, что мы сможем упорядочить наше сотрудничество в этой сфере.
О проектах в сфере энергетики
— Был построен и пущен в эксплуатацию нефтепровод, по нему ежегодно из России поставляют 15 миллионов тонн «черного топлива». Правительства уже договорились о дополнительной поставке по этому трубопроводу еще 15 миллионов тонн нефти ежегодно. В прошлом году в России началось строительство газопровода «Китай — Россия» по восточному маршруту — у вас он называется «Сила Сибири». Запуск строительства состоялся в Якутии, мы также запустили строительство на территории Китая. Газопровод будет полностью построен в 2018 году, на протяжении следующих 30 лет мы будем ежегодно получать 38 миллиардов кубометров российского газа.
Построена линия электропередачи через Амур, мы ежегодно импортируем из России 3 миллиарда киловатт-часов. Ежегодно мы импортируем из России свыше 20 миллионов тонн угля, в последние два года — даже более 25 миллионов тонн. Китайская сторона готова наращивать и углублять сотрудничество с российскими партнерами.
Что касается перспективы на десятилетия, то мы могли бы усилить работу по строительству западного газопровода через Алтай и Синьцзян-Уйгурский автономный район. Ежегодный объем поставок газа мог бы составить 30 миллиардов кубометров.
Перспективное и важное направление — участие китайских компаний в освоении российских месторождений углеводородов, угля, других природных ресурсов в целях наращивания китайских инвестиций в экономику России.
О госгранице
— По моей информации, местное правительство Хуньчуня установило знак с названием местности в районе, который находится в подчинении этого правительства. Речь не идет о пограничных знаках (в российских СМИ прошли публикации о том, что пограничные столбы на приморском участке российско-китайской границы были передвинуты, в результате чего Россия потеряла 4,7 кв. км своей территории; ФСБ опровергла эти сообщения. — Прим. ред.). К сожалению, некоторые раздувают шумиху вокруг этих так называемых пограничных знаков. Эти спекуляции не отвечают реальности. Правительства обеих стран в 1991—1994 годах и в 2004 году подписали три соглашения о границе в духе равноправного согласования, взаимной уступчивости, справедливости и разумности.
Вопросы по границе, оставленные нам в наследство историей, закрылись раз и навсегда. Нашими правительствами установлены пограничные знаки. В настоящее время министерства и ведомства обеих стран проводят первую совместную проверку этой линии границы.
Вопросы, касающиеся госграницы, входят в компетенции правительств двух стран, и местные власти не имеют никакого права обсуждать эти вопросы. Речь не идет о передаче территории одной страны другой стране. После того как китайский МИД принял во внимание этот инцидент, он тут же обратился к местной власти с просьбой исправить свои некорректные действия. Убежден, что обе стороны сумеют общими усилиями ликвидировать негативные последствия, возникающие из-за отсутствия взаимопонимания.
О «Шёлковом пути»
— Несколько ветвей Великого шёлкового пути проходили через территорию России. Казахстан и Монголия также расположены вдоль этого пути. Уже достигнуты договоренности по сопряжению формирования экономического пояса нового Шёлкового пути со стратегиями развития России, Казахстана и Монголии. В настоящее время в этом контексте рассматривается ряд крупных совместных проектов. Речь, в частности, идет о создании экономического коридора «Китай—Россия—Монголия». Мы открыты для всех, приветствуем любые инициативы партнеров по этому поводу.
Что касается Приморского края, то у него еще более широкие перспективы, чем у Забайкалья. В контексте модернизации Транссиба российским правительством мы можем объединить развитие транспортной инфраструктуры восточных районов Китая с этим проектом. Это позволит нам перевозить грузы с северо-востока Китая и из стран Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии через Китай и Сибирь в Европу. Мы также сможем объединить инициативы по формированию Морского шёлкового пути XXI века с российским Северным морским путем. Считаю, мы в этом плане двигаемся в одном и том же направлении.