В советские годы Комсомольск и был настоящим ТОСЭРом, а сейчас это руины былого развития…
Судя по нынешним «бизнес-технологиям» властей при создании территорий опережающего развития, Дальний Восток вряд ли ждет в ближайшей перспективе светлое экономическое будущее? А, значит, как уезжали отсюда люди все последние годы, так и будут уезжать
Долго созревал на большой материал, посвященный социально-экономическому положению Комсомольска-на-Амуре в свете последних инициатив федеральной власти в виде «дальневосточного гектара» и «территорий опережающего развития». Но тут президент России Владимир Путин ускорил процесс своим ежегодным посланием, поэтому, возможно, статья получилась несколько эмоциональной.
Наши властные органы производят множество телодвижений, которые должны убедить население в грядущем социально-экономическом росте Дальнего Востока: проводятся круглые столы, презентации, встречи с общественностью, громкие выступления в СМИ.
Вроде бы все замечательно, но тут представители власти заметили, что жители Комсомольска-на-Амуре как покидали город, так и продолжают это делать. В подобной ситуации в Приморье в 2012 году вице-премьер РФ Игорь Шувалов высказал удивление и даже обиду: мол, вкладываются огромные средства в объекты саммита АТЭС, а приморцы продолжают уезжать.
В 2015 году уже полпред в ДФО Юрий Трутнев, видя подобные процессы в городе Юности, сразу поставил диагноз и назначил лечение: инфраструктуру города, не обновлявшуюся с советских времен, надо восстанавливать и развивать.
Спасибо Путину, что «послал»
В правительстве края, администрации города срочно стали готовить предложения по исправлению ситуации, что в итоге должно было вылиться в специальное постановление правительства РФ, инициатором которого выступил губернатор Вячеслав Шпорт.
В этой цепи событий логичным продолжением аккурат и стал фрагмент позавчерашнего обращения Владимира Путина к Федеральному Собранию, посвященный Комсомольску.«Дебри-ДВ» приводили его, но позволю себе еще раз повторить слова главы государства.
«Еще одним динамичным центром Дальнего Востока должен стать и Комсомольск-на-Амуре. Это город с легендарной историей, с современной высокотехнологичной промышленностью, которая выпускает востребованную гражданскую продукцию и успешно работает на оборонную промышленность. Но городская и социальная инфраструктуры находятся здесь в запущенном состоянии.
Это касается и общего облика города, и объектов спорта, культуры, учреждений здравоохранения, образования — все это не соответствует потенциалу Комсомольска-на-Амуре, в том числе поэтому, сюда сложно привлекать молодых перспективных специалистов, в которых остро нуждаются предприятия региона. Считаю, что в рамках имеющихся программ нужно сконцентрировать ресурсы и, не откладывая, направить их на решение городских проблем Комсомольска-на-Амуре. Конечно, это нельзя сделать с сегодня на завтра, но нужно, во всяком случае, понять, что делать, как, каким темпом».
Все это, конечно, замечательно, но уже сейчас видно, что у наших властей нет всеобъемлющего представления об истинных причинах исхода комсомольчан (а не комсомольцев, как в своем сюжете о проблемах нашего города сказал некий корреспондент ВГТРК Николай Соколов.
А коль нет понимания причин, то не будет и эффекта от применяемых методов «лечения».
Какие же настоящие причины, из-за которых люди уезжают из главного индустриального центра Хабаровского края, на который делает главную ставку та же федеральная власть, и не приезжают на Дальний Восток тысячами, как продекларировал глава Минвостокразвития Александр Галушка? Причин много. И среди них, с моей точки зрения, климат, географическая удаленность, низкие доходы, высокие цены и неразвитость инфраструктуры.
Климат здесь не тот
Как-то мне по работе пришлось фотографировать женщину-косметолога из Москвы, приехавшую обучать наших дам пользоваться косметикой одной известной фирмы. Градусник за летним окном демонстрировал 40 градусов жары, и косметолог пожаловалась мне на неприлично высокую, по московским меркам, температуру. На что я ей ответил, мол, зимой у нас не редкость и минус сорок. Москвичка только и вздохнула: «Бедные ваши женщины, как они тут вообще живут при таком годовом перепаде температур».
Дополнительные расходы на утепленную зимнюю одежду и летний гнус даже в черте городов напомнят вам о том, что не зря в Советском Союзе жителям «северов» выплачивались северные надбавки к зарплате.
Но об этом чуть позже, а пока напомню об одном географическом казусе. Комсомольск одновременно находится на одной широте с Киевом и в ста километрах от границы зоны вечной мерзлоты. Это я к тому, что на Дальнем Востоке не так много земель, где можно было бы заниматься тем же сельским хозяйством на том самом «бесплатном» гектаре земли, о котором так много говорит руководство Минвостокразвития.
Железная рука рынка
Еще одним из доводов для отъезжающих дальневосточников является отсутствие реальной возможности регулярно посещать родственников на западе. Ведь в Комсомольске огромная часть семей — приезжие. Более того, кризисные явления в российской экономике лишают возможности свободного передвижения даже в рамках одного региона.
До отмены автобусных рейсов между Комсомольском и Хабаровском (между ними 400 км) речи пока не дошло. Однако после монетизации льгот по бесплатному проезду для ветеранов и пенсионеров в Хабаровском крае предприниматели начинают отказываться осуществлять перевозки между крупными городами и небольшими деревнями.
И без того не слишком выгодные деревенские маршруты стали приносить более ощутимые убытки. А речь идет о перевозках людей на десятки километров в населенные пункты, куда можно доехать только по не самой ровной дороге.
Если в советские времена туда можно было добраться речным, железнодорожным и даже авиационным транспортом, то в наши времена «железная рука» рынка лишила дальневосточников этой возможности: перевозки на большие расстояния не самых богатых пассажиров экономически невыгодны.
Виртуальные северные льготы
Как это не удивительно, но несмотря на «северные» и «районные» выплаты к заработной плате, оплату проезда к месту отдыха, реальные доходы комсомольчан трудно назвать высокими. По самым свежим данным, уровень средней «температуры по больнице», в смысле зарплаты в Комсомольске не превысил такой же показатель по Хабаровскому краю и составил 38 тысяч рублей. Напомню, что к территориям, приравненным к «северным», в Хабаровском крае не относится краевая столица, где живет около 600 тысяч человек.
О чем это говорит? О том, что в Хабаровске размер средней заработной платы такой же, а то и выше, только без всяких «северных». Да и реальность самого размера комсомольской средней зарплаты в 38 тысяч рублей очень сомнительна. Работу с таким уровнем оплаты надо еще очень постараться найти, для чего предлагаю обратиться на известный сайт.
Легко убедиться, что даже труд на высокотехнологичных производствах, где создается высокая добавленная стоимость, не гарантирует больших заработков. Надо отметить, что ситуация с фактически виртуальной выплатой «северных» надбавок к зарплате родилась не сегодня, и она известна представителям власти.
Предлагаю читателям «Дебрей» просмотреть фрагмент встречи Вячеслава Шпорта с представителями общественности Комсомольска, где губернатор вступил в диалог с одним из старейших руководителей городских предприятий Иваном Ивановичем Белевкиным, генеральным директором ЗАО «Комсомолка».
И самое печальное, что ситуация, когда северные льготы продекларированы, но никак финансово не подкрепляются, негативно сказывается на занятости населения, конкурентоспособности комсомольских предприятий.
Самый последний пример: руководством Дальневосточного филиала «Федеральной пассажирской компании» принято решение о ликвидации Комсомольского производственного участка Пассажирского вагонного депо «Хабаровск».
Вслух неназываемая причина для этого решения: необходимость выплачивать «северные» льготы. И это несмотря на обращение железнодорожников к президенту страны.
Высокопоставленные чиновники призывают дальневосточников не уезжать, а рыночная экономика говорит об обратном и лишает их работы.
Можно пойти на Вы?
Продолжая тему северных льгот предлагаю остановиться и на оплате проезда раз в два года к месту отдыха за счет работодателя. Для многих жителей Дальнего Востока это сказка из советского прошлого. Если вы не работник государственного, муниципального или крупного предприятия, то реальной возможности воспользоваться этой льготой, практически нет.
Можно конечно «пойти на вы» с работодателем и потребовать оплаты проезда и даже добиться ее, но сразу возникают сомнения в перспективах дальнейшей работы на этом предприятии.
Кроме того, «северный проезд» стал удавкой на и так похудевшей шее малого и среднего бизнеса. Как только в 2014 году властями было объявлено об усилении контроля за исполнением обязанности по оплате «северного проезда», руководители сразу нескольких крупных предприятий заявили о грядущем банкротстве. После этих заявлений грозные слова об усилении контроля как-то поутихли.
Если же посмотреть на розничные цены на товары и услуги в Комсомольске-на-Амуре, то по большинству позиций они выше не только тех, что существуют в западной части страны, но и даже в Хабаровске. Это особенно ярко видно на примере бензина, выпускаемого Комсомольским НПЗ, входящим в структуру «Роснефти». В городе Юности он стоит дороже, чем в Хабаровске. Можно подумать, что на автозаправочные станции топливо везется не напрямую с завода, а через краевую столицу.
Пара слов о социалке
В своем послании Владимир Путин посетовал на то, что социально важные проекты, первоначально финансируемые из федерального бюджета, в дальнейшем не получают денежной подпитки из местных источников. Возникает вопрос, с каких денег местные бюджеты будут финансировать социальные программы, если практически все крупные предприятия зарегистрированы в столицах или в офшорах, а на месте платят только НДФЛ и налоги на землю?
Колониальная по сути дела экономическая политика приводит к тому, что, несмотря на все усилия местной власти, социальная инфраструктура развивается недостаточными темпами.
Более того, по сравнению с советским периодом она сокращается в соответствии с федеральными нормативами, как это было, к примеру, в 2011 году в микрорайоне «6 участок», расположенном как раз за нефтезаводом — там была закрыта школа №20. А ведь это учебное заведение являлось по сути дела единственным объектом этой самой социальной сферы, причем в одном из самых неблагополучных районов города.
Бывший начальник отдела молодежи Ленинского округа Алексей Мельников как-то рассказывал, как девочки-социальные педагоги приезжали оттуда в слезах — они не ожидали увидеть такую убогость, нищету и антисанитарию рядом с «одним из самых передовых заводов «Роснефти».
Множество детских садов в 90-е годы за ненадобностью были перестроены в жилые дома, торговые центры и другие, далекие от детского воспитания объекты.
Комсомольчане голосуют ногами
Уже более десятка лет в самом центре Комсомольска стоит сгоревшее здание концертного зала дворца культуры судостроителей, построенное во время Великой Отечественной войны в 1944 году. «Объединенная судостроительная компания» сама восстановить его не желает, но и в краевую собственность безвозмездно передавать не хочет.
Только представьте, Советский Союз воевал с фашисткой Германией и одновременно строил в далеком Комсомольске дворец культуры для судостроителей, который спустя 70 лет, в мирное время восстановить не могут.
Главный стадион города «Авангард», на котором проводится множество городских соревнований, праздников и выступает единственный городской профессиональный футбольный клуб «Смена» не имеет системы освещения поля. Да и само поле имеет такое качество, что практически всю весну и часть лета не может использоваться по своему прямому назначению.
Список подобных недостатков можно продолжать и дальше, но спрашивается, зачем? Комсомольчане и так «голосуют ногами» за лучшую жизнь, игнорируя в последнее время выборы, да и на разговоры о ТОСЭРах, ТОРах, «дальневосточном гектаре» никак не реагируют. Совсем никак.
Лебедь, рак и щука
Как это ни забавно, способы исправить сложившееся положение, давно известны и опробованы еще в царской России и Советском Союзе: это льготные кредиты, безвозвратные субсидии, освобождение от уплаты налогов. И самое главное, это плановое и комплексное освоение Дальнего Востока страны.
Как бы к этим словам не относились сторонники либеральных экономических ценностей, но иначе получается как в той пословице про лебедя, рака и щуку: каждый будет тянуть в свою сторону и ничего в итоге не получится.
Совсем недавно я записывал интервью с Евгением Хорошиловым, бывшим первым секретарем Комсомольского городского комитета КПСС. Евгений Николаевич рассказал, что до самого начала рыночных реформ город Юности развивался с такой бешеной скоростью, что сегодня можно без всякой натяжки сказать, что Комсомольск-на-Амуре и был тогда настоящим ТОСЭРОм Советского Союза. А теперь же наш промышленный город — руины былого развития. И Путин дал это понять чиновникам всех уровней. Только услышат ли его, начнут ли реально что-то делать — вот вопрос?
В советское время в городе Юности был развитый строительный комплекс, ударными темпами развивались промышленные предприятия и социальная сфера. Но больше всего меня в рассказе экс-секретаря горкома поразил один факт: тогда на рубль, вложенный в производственные фонды, еще три-четыре вкладывались в развитие социальной сферы.
Но, судя по нынешним «бизнес-технологиям» наших властей при создании территорий опережающего развития, Дальний Восток вообще и Комсомольск в частности вряд ли ждет в ближайшей перспективе светлое экономическое будущее? А, значит, как уезжали отсюда люди все последние рыночные годы, так и будут уезжать. И, как я полагаю, никакими чиновными заклинаниями этот процесс не остановить.
Александр Альдиев,
Комсомольск-на-Амуре.