Развитие туризма в Приморье местные туркомпании не вытянут даже на голом патриотизме и энтузиазме.
Председатель «Лиги финансовых институтов» Александр Ивашкин об ожиданиях на достойный отдых приморцев и интересе административных структур
Сообщения о турпотоках сегодня больше напоминают сводки – анализируется чуть ли не каждое направление, считаются поголовно потоки, прогнозируются курсы валют… Даже на внутрироссийских просторах нет ожидаемого оптимизма и массового передвижения собственных туристов, хотя было предположение, что все снимутся с насиженного места и поедут отдыхать в Сочи, Крым, Карелию, на Байкал…. С одной стороны, наверное стоить проявить некое чувство патриотизма и приступить к освоению собственного туристического потенциала, ну любят же, например, те же японцы массово путешествовать по родной стране. С другой, увидев возможности отдыха за рубежом, вкусив качество сервиса и испытав на себе предлагаемые услуги, мало кто готов сразу, одномоментно поставить крест на мечте. О ситуации в туротрсли корр. ЕНВ поговорил с председателем «Лиги финансовых институтов» Александром Ивашкиным.
То, что поток наших туристов изменил направление с заграничного на отечественное, стало понятно сразу же, как только начал расти курс иностранных валют. Смогут ли в Приморье туристические и смежные отрасли (торговля, музеи, театры, казино и т.д.) воспользоваться этим шансом? Об экономическом эффекте от туризма говорят всегда много: привлечение дополнительных инвестиций, обеспечение экономически привлекательных условий для бизнеса в туротрасли, увеличение турпотока, новые рабочие места, налоговые доходы, рост ВРП. Теоретически — все верно. Что получается на практике?
Все мы понимаем, что соотношение «цена — качество» в Приморье далеки от наших азиатских соседей. Это в общем, а конкретно в регионе преобладает пляжный (июнь-сентябрь) и познавательный туризм (почти круглый год). Исключением является, пожалуй, первое казино Tigre de Cristal интегрированной развлекательной курортной зоны «Приморье» Но, не о казино речь сейчас.
Мировой тренд — это все же специализированный туризм, когда знакомство с достопримечательностями является всего лишь частью разнообразной программы пребывания. Ну, а для организации стабильного туристического потока Приморью недостает обычной туристической инфраструктуры — морских причалов, гостиниц, турбаз и хостелов, а также пригодных (доступных) для показа объектов. С удобными и безопасными подступами к ним, прогулочными маршрутами различной степени сложности, наличия сувенирной памятной продукции, наконец.
Чем выгоден внутренний туризм? Отсутствием бюрократических проволочек с оформлением документов, экономией затрат на дорогу и отсутствием длительной акклиматизации. Всегда поражает красота и чистота природы наших глухих уголков края — побережье заливов, бухт, глухая тайга. Удивляет доброе отношение жителей сел и деревень, живущих в тех местах. У нас в крае есть территории, практически, не тронутые человеком. Это очень ценится, подобного нет нигде в мире. Досадна беспредельная жестокость к природе «дикарей»-туристов-варваров, оставляющих следы своего пребывания в виде мусора, срубленных деревьев.
Другая досада — отсутствие какого бы то ни было сервиса в тех первозданных местах, практически полное отсутствие туристической инфраструктуры делает эти самые места недосягаемыми для приезжих. Хотя от нашенского сервиса с учетом «ментальности» нашего бытия (к сожалению) — хамства, разочарования, плохих эмоций, еще, наверное, рано требовать того, что можно требовать на курорте, скажем, в Таиланде. Уровень сервиса у нас и у них — разный, а ожидания одни и те же. Именно по причине фактора «цены-качества» приморцы лучше знают Суйфэньхэ, нежели Шмаковку.
Действительно, для развития туризма краю сейчас нужна такая государственная (на худой конец, краевая) программа, которая была бы реально выполнимой в наиболее короткие сроки (2-3 года). Сравнивать Приморье и Пкухет, приморскую Ливадию и Бали, Хасанский район и Сайпан, наверное, нельзя. Это слишком разные объекты туризма. Да и туризм внутренний и внешний — это тоже совершенно разные варианты времяпрепровождения, которые у нас в Приморье никак нельзя совмещать по давно выработанной традиции — весь август возле моря.
Путешествия и по родному краю и за границу практикуют те, у кого на это есть сегодня деньги, а предлагаемые условия и качество их вполне устраивают. В рамки абсурда таких сравнений нас поставили отечественные реалии.
Проблема развития туризма — это очень комплексная работа. Это инфраструктура, это пробки на дорогах, это безопасность туристов, это, наконец, и духовность нации, к кому Вы в гости приехали посмотреть-погостить.
Начнем с материальных вещей — инфраструктуры, вернее, отдельных ее элементов. Для примера возьмем отели. Проекты в гостиничном бизнесе окупаются в лучшем случае за 10-12 лет, российские банки дают кредиты на срок в среднем 5, максимум на 7 лет. Не будет же бюджет края до бесконечности спонсировать новые «Хаятты». Тогда кто?
Следующий момент — в Таиланде, Китае, Малайзии создан слаженный комплексный механизм – «чартер-встреча-трансфер-отель-экскурсии-трансфер-чартер». Как говорится, All inclusive. Это делается при активном участии туроператоров и государства. Туризм там не отдан на чистый откуп частникам, это такая же отрасль государственной экономики, как легкая промышленность, производство электроники и товаров народного потребления. И поддержка — это не только госсубсидии на строительство отелей и специальные кредиты в банках, это серьезные бюджеты на рекламное продвижение курортов внутри страны и за рубежом. Опять же –затраты уровня государства. Затраты, восполняемые прибылями, даваемыми туристической отраслью. Пока в России не поймут, что внутренний туризм, ориентированный как на иностранцев, так и на своих – это дело, прежде всего, государства, ничего с места не сдвинется. Это нереально. Частникам не под силу сделать всё, что для этого требуется. Примеров тому – сколько угодно в том же Приморье. Десятки лет десятки малых турфирм выбивались из сил, пытаясь развивать внутренний туризм, вывозя людей по красивейшим уголкам края. И – тщетно. Где теперь эти турфирмы? Закрылись, вымерли…
Иностранцы не едут, потому что не имеют информации о Приморье, не знают о нем ничего толком или боятся отсутствия сервиса. Свои не едут, потому что уже досыта «наелись» палаточного «сервиса» в турпоходах и не понимают, почему за это нужно еще платить какому-то чужому дяде. Конечно, можно развивать набирающий популярность «экстремальный» туризм с вывозом поклонников адреналина на съедение комарам в Тернейский район, но это уж очень сильно на любителя…
Далее, в туризме очень важен вопрос доверия. Впрочем, как и в любом бизнесе. На туристическом рынке вопрос доверия к поставщику — крайне важный, потому что деньги клиент платит сегодня, а едет — завтра. Поэтому так важно найти услуги крупного, проверенного туристического агентства, которому туристы доверяют.
Если бы в Приморье были мощные туроператоры в сегменте въездного туризма или хотя бы турфирмы, которые обеспечивали серьезный поток туристов, это могло бы серьезно изменить и сам турпоток. К слову сказать, что чего сегодня крайне недостает, так это собранной воедино информации о туристических объектах и интересных местах Приморья в интернете на русском и английском языке. По-настоящему комфортная информационная среда для жителей и гостей города — это, пожалуй, как в Санкт-Петербурге или в Москве. Когда можно просто бродить по улицам (обходя бесконечные автомобильные пробки Владивостока) и выстраивать свой собственный «турмаршрут», сверяясь с картой города и подробнейшими информационными стендами на каждой улице.
На самом деле, на затронутую тему можно говорить еще очень долго, вспомнить и повышенную криминальную опасность, без преодоления которой нечего и надеяться на приезд туристов, и транспортную составляющую, и массу других мелочей, без которых все разговоры о туризме остаются пустым звуком.