РОССИЯ НЕ ПЕРЕЖИВАЕТ КРИЗИС, НО ПЕРЕЖИВАЕТ СЛОЖНЫЕ ВРЕМЕНА.

678819_3c64f12c

Тема девальвации рубля не прекращает тревожить умы финансовых экспертов и обычных приморцев, слабо разбирающихся в сложных экономических вопросах

Всю минувшую неделю было неспокойно: сначала доллар, взлетев выше 81 рубля, заставил уста населения источать такие страшные слова, как «дефолт», «развал», «катастрофа», но спустя пару дней цена на нефть опять выросла, доллар немного сдал позиции, и тут же раздались лозунги типа: «Доллар упал!», «Наша экономика выкарабкивается из ямы!», «Россия всем покажет!» Тут никаких нервов не хватит.

Еще и московские эксперты дают противоречивые прогнозы. Так, сначала обнадежил всех известный инвестиционный эксперт Василий Олейник. Выступая в эфире радио «Комсомольская правда», он заявил: «Скоро нефть подскочит до 60 долларов за баррель, и рубль воспрянет, нужно лишь немного потерпеть, когда предложение и спрос на нефть на мировом рынке уравновесятся». Но ему тут же возразили другие экономисты: «Ждать придется очень долго, и не факт, что за это время Россия не вылетит из конкурентной борьбы на рынке нефти. Надо «слезать» с нефти!»

«КП» решила узнать у приморских экспертов, как они оценивают успехи местного рынка в процессе избавления от этой зависимости.

Александр ЛАТКИН, заведующий кафедрой маркетинга и коммерции ВГУЭС:

— Нет никаких предпосылок к тому, чтобы доллар упал до отметки в 60 рублей, и все из-за упавшего на мировом рынке спроса на нефть, ведь курс доллара тесно привязан к этому ресурсу. Во-первых, потребность в покупке нефти снизилась у США: там научились производить собственную нефть для самообеспечения. Пусть ее себестоимость выше рыночной цены – 37$ за баррель против 32, но США все равно выгоднее обеспечивать себя нефтью, чем закупать ее на мировом рынке, — транспортировочные расходы оченьвелики. К тому же США заключили договор со своим стратегическим партнером — Японией, по которому она будет закупать нефть у США. Во-вторых, спрос упал у Китая в результате разразившегося там производственного спада. С другой стороны, на рынок с относительно дешевой себестоимостью нефти вышел Иран, с которого сняли санкции. Что мы имеем в итоге? Спроса намного меньше, чем предложения, и пока что нет предпосылок к изменению ситуации.

Сейчас в бюджете России зияет огромная брешь — бюджетные поступления, которые должны были наполнить казну из расчета старых цен на нефть (50$ за баррель). Эту брешь государство старается всеми правдами и неправдами закрыть. Но все может быть еще хуже: риск дефолта у России действительно есть, ведь наш бюджет держится на двух налогах — НДПИ и экспортной пошлине, и по закону, если нефть на мировом рынке упадет в цене до 15$ за баррель, эти налоги в казну отчисляться не будут. Да и кому будет выгодно экспортировать нефть за такую цену? В России себестимость барреля приближена к отметке в 20$ за баррель. Потому и жизненно необходимо для нас слезать с зависимости от нефтяного экспорта.

Единственное, что я могу прогнозировать с относительной точностью, так это то, что в ближайшее время, возможно, доллар ослабеет до 70 рублей: сейчас период, когда крупные предприятия рассчитываются с налогами. Для этого им приходится в больших количествах продавать доллары и покупать рубли. В результате этого процесса рубль, возможно, укрепится, но ненадолго. А возможно, не произойдет и этого. Смотря как поведет себяЦентробанк: он может кинуться скупать подешевевшие доллары, и это снова поднимет их в цене.

Александр ИВАШКИН, председатель НП «Лига финансовых институтов»:

— Россия не переживает кризис, но переживает сложные времена. Кризис — это когда прекращается денежное обращение, когда банки не работают, когда люди меняют мешок картошки (условно) на килограмм сала, когда на прилавках нет продуктов, когда электричество веером отключают и так далее. А сейчас сложная экономическая ситуация. Почему так вышло? Потому что вместо того, чтобы вкладывать деньги в развитие собственного производства, делали «кубышку» и хвастались, что набили ее пятью — шестью сотнями миллиардов долларов. И что толку? Вот нефть подешевела, эту «кубышку» мы уже начали проедать и половину проели. По сути, нет у нас никакой экономики, за исключением экспорта нефти. Что касается рубля, то он находится там же, где и экономика. За последние два года он обесценился на 60%. К сожалению, наша экономика сильна лишь настолько, насколько устойчива цена на нефть, то есть не очень.

Приморье, как и большая часть России, не так успешно, как хотелось бы, справляется с задачей импортозамещения. В этом плане краю пока что нечем похвастаться. И, хотя все понимают, что обесценивание рубля реально повышает конкурентоспособность любой отрасли, не относящейся к экспорту нефти, пока это только слова. Что нужно делать? Нужно разрабатывать мотивацию по открытию и построению производственных комплексов. Только «живые» заводы-фабрики, работающее производство могут стать реальными локомотивами благополучия граждан в стране. На «нефтянке», сервисе и торговле, всех этих «купи-продай» государство не построишь… Базар — да, можно, но ненадолго. Помимо рынка должны быть еще заводы, фермы, судоверфи.

Вспомните, как успешно раньше работал рыбохозяйственный комплекс Приморья. Столько рыбы в наших морях! Почему ее экспортируют в таких огромных объемах сырую за рубеж? Почему не обрабатываем на своей территории и уже потом не продаем? Да что там говорить! Можно в окно посмотреть и понять, что в крае ничего значительного не происходит: когда, к примеру, строили объекты саммита, облик автодорог в Приморье был совсем другой, сейчас грузовых машин, обеспечивающих производственный процесс, на дорогах очень мало, либо они вообще исчезли. Или еще пример: частота следования подвижного грузового транспорта по Транссибу даже на простой житейский взгляд не соответствует статусу его пропускной способности. Поезда раньше следовали с интервалом 5 — 8 минут, но не полчаса – час, как сейчас. Что это — неблагоприятная конъюнктура, снижение объемов промышленного производства вследствие низкого уровня потребительской активности? Все это говорит о том, что совсем «не сам по себе» замирает грузовой поток и падает активность промышленного потребления. Производство не развивается! Это плохой знак.

Оба приморских экономиста уверены, что у Приморья есть все шансы выйти в лидеры среди регионов, удачно справляющихся с импортозамещением. Если это произойдет, курс доллара перестанет прибивать к земле уровень жизни нашего населения. Но произойдет это только в том случае, если от слов перейдут к делу и поймут, какие проекты краю действительно необходимы, в том числе и в рамках законов о территориях опережающего развития и свободном порте.

http://www.dv.kp.ru/daily/26485/3354449/

НАШИ ПАРТНЕРЫ
ZRP_logo_final
МИРОВОЕ ВРЕМЯ
  • CET: 2024-11-25 15:34
  • MSK: 2024-11-25 17:34
  • +10: 2024-11-26 00:34
  • IST: 2024-11-25 16:34
  • +08: 2024-11-25 22:34
  • EST: 2024-11-25 09:34