МРОТ по-приморски: на грани выживания?
Глава российского правительства Дмитрий Медведев приказал Минтруду, Минфину и Минэкономразвития до 20 мая сформулировать проект федерального закона о повышении МРОТ до прожиточного минимума. Об этом сообщается в документе, опубликованном во вторник, 2 мая, на сайте российского правительства. Величина прожиточного минимума определяется на основании потребительской корзины и данных Росстата. Учитываются данные Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания, индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги. Чтобы оценить последствия введения такого закона для Дальнего Востока мы решили взять интервью у Председателя НП «Лига финансовых институтов» Александра Ивашкина (г.Владивосток).
— Величина МРОТ используется в нашей стране в основном для расчета «больничных», налогов и сборов для предпринимателей. Суммы административных и уголовных штрафов в России также привязаны к МРОТу. Но давайте эту тему оставим для другого интервью. Что значит инициатива Председателя Правительства?
— МРОТ для работника — гарантия того, что он сможет получить определенную сумму, которая в идеале должна равняться прожиточному минимуму. Хотя, на деле, давно уже отстает от реального прожиточного минимума раза в два-три… Поэтому инициатива главы правительства разработать законопроект о повышении МРОТ до прожиточного минимума весьма актуальна именно для регионов Дальнего Востока. Стремительно пустеющий Восток России, с таким трудом освоенный, «кладовая страны», хранящая три четверти всех ее ресурсов, которую никто не хочет разрабатывать, где никто не хочет жить и откуда считают за благо уехать при первой же возможности — это проблема федерального уровня. Население регионов, составляющих нынешний Дальневосточный федеральный округ, сократилось на 1,7 млн человек и люди продолжают уезжать. Основная причина — «невозможно жить». Не просто трудно или очень трудно, а именно невозможно. Быть может, с увеличением МРОТ появится дополнительный шанс продолжать жить здесь людям и вести свои домохозяйства. Хотя, не всё так просто, и только введением реального МРОТ дело решить едва ли удастся…
-Что Вы имеете в виду?
— К сожалению, у работодателя (особенно малого и среднего бизнеса) всегда найдутся уловки, чтобы требования по минималке обойти. Самый распространенный (и вполне законный) «приемчик»- это устройство сотрудника на неполный рабочий день. Тогда работодатель (условно говоря) может оформить своих работников на пол ставки и будет выплачивать налоги с 1/2 от МРОТ. А требовать с них будет – как за полный рабочий день…
Врезка редакции: Сегодня МРОТ оказывает влияние на труд наиболее низкооплачиваемых сотрудников. Впервые такой способ регулирования был предложен как средство борьбы с «потогонными» производствами, так как считалось, что их хозяева, обладая рыночной властью, устанавливали «несправедливую» цену за труд своих работников. Корни такого способа решения проблемы лежат в убеждении, что рынок не способен самостоятельно установить «справедливую» цену на труд наименее способных и квалифицированных работников. Следовательно, единственный способ решения данной проблемы заключается в административном изменении структуры заработной платы и перераспределении, таким образом, доходов. В этой связи МРОТ считается одним из способов борьбы с бедностью. Хотя цели, которые преследуются установлением МРОТ, в целом считаются правильными, есть разногласие относительно способности МРОТ их достичь. Начиная с появления законодательной базы МРОТ, эти законы являются спорными среди экономистов, политиков и законодателей.
МРОТ, в отличие от пенсий и социальных пособий, по российскому законодательству не индексируется. Минимальная зарплата — это экономический показатель, который по своей природе сродни другому показателю, т.н. размеру «прожиточного минимума» (ПМ). А «прожиточный минимум» из-за различий в фискальной политике того или иного субъекта федерации (ЖКХ, штрафы, тарифы, акцизы, сборы, налоги и пр.) в разных регионах страны значительно отличается друг от друга. Т.е. МРОТ везде один, а вот ПМ – вовсе нет. Скажем, общефедеральный минимальный размер оплаты труда (7 500 рублей) и приморский прожиточный минимум для работающего гражданина (13 134 рублей), отличается на 5 634 рубля. Для сравнения — на Камчатке величина прожиточного минимума — 19 573 рубля, а МРОТ там – всё те же 7500 рублей.
— Получается, что минимальной зарплаты человеку не хватает на удовлетворение его ежедневных потребностей, в частности, заложенных в величину прожиточного минимума?
— Но к этому «…надо стремиться.» -призывает глава Правительства. Где жить дешевле — на Камчатке или в Приморье, в Хабаровске, Магадане или Краснодаре, во Владивостоке или в Новосибирске? Думаю, все мы знаем правильные ответы на эти вопросы. К сожалению… Конечно же, жизнь на Дальнем Востоке в силу ряда причин, значительно дороже, чем в других регионах страны. Не говоря уже о «транспортной доступности» …
К сожалению наличие «серых» и «черных» зарплат пока никакими законами отменить невозможно. Пока налоговая политика государства будет нацелена на «раздевание» любого мало-мальски прибыльного бизнеса, до 70% зарплат частного сектора на Дальнем Востоке так и будет платиться «в конвертах».
-Ну, а если принять «жесткие» меры и заставить выплачивать сотруднику минимальную «белую» зарплату в виде МРОТ? Что тогда?
— В таком случае бизнес может совсем «неумышленно», а по законам экономики ответить другим — нужен ли ему такой «дорогой» работник? В те времена, когда динамика экономического роста Приморского края обваливается прямо на глазах, и в то же самое время наблюдается самое мощное в XXI веке падение покупательной способности граждан Приморского края. Просто те, кто смог бы принять эти самые «меры», могут столкнуться с ростом числа нетрудоустроенных граждан, хотя их число в больших городах не критично, но для небольших городков Дальнего Востока и Приморья это очень существенно! Одномоментно усилится нагрузка на бюджет в виде повышения объемов выплат пособий по безработице. А это уже серьезные суммы… Другими словами, «закручивая» и без того перетянутые гайки, правительство создает себе намного больше проблем, чем сумеет решить. Это не говоря уже о прямых рисках «сорвать резьбу»…
— Точных сумм бюджетных издержек на повышение МРОТ и его сведение в будущем к «прожиточному минимуму» пока не названо. А у вас есть прогноз на этот счет по Приморскому краю?
Разумеется, чтобы «внедрить в жизнь» идею Председателя Правительства, необходимо просчитывать и заложить необходимые средства в бюджеты, включая региональный бюджет Приморья на следующий 2018-й финансовый год. При этом, любой бюджет требует «балансировки».
По нашим расчетам в Приморье насчитывается свыше 50 тысяч работающих (практически, население целого города, такого как Арсеньев), которые получают в месяц официально меньше прожиточного минимума. Т.е. МЕНЬШЕ 7,5 тысяч рублей! Если сравнивать со средней приморской зарплатой в 36,1 тыс. рублей (по официально декларируемым итогам 2016 года), то разрыв значителен. Хотя, т.н. «средняя зарплата» — статистическое лукавство, имеющее к реальному экономическому положению людей отношения не больше, чем «средняя температура по больнице» к конкретной эпидемиологической обстановке…
Если допустить, что линейка выравнивания прожиточного минимума (как предполагает Минтруд РФ) будет с 1 июля 2018 года — 80%, с 1 июля 2019-го — 90%, а с 1 июля 2020 года — 100% к МРОТу, то для реализации планов правительства на территории Приморья (далее используем сравнительную экономику и метод математической аппроксимации) мы вышли на «сакральную» сумму в размере 6,5 млрд рублейдифференцированными (разными) частями от 1,8 до 2,5 млрд. рублей в год!
— Что практически равнозначно сумме, которую администрация края хочет взять в кредит под гарантии бюджета Приморья на достройку двух долгостроев гостиниц «Хаятт»?!
— Вы совершенно правы. Но до кредита 6,5 млрд. рублей – напомню, были ещё и прямые затраты из бюджета края на сумму 18,4 млрд.рублей на постройку коммерческих объектов — гостиниц «Хаятт». С учетом валютной курсовой разницы, процентов пользования этой суммой, а также упущенной выгоды, упущенных налогов от будущей их деятельности, эти затраты можно смело увеличить в 1,5-2 раза. А это уже, как минимум, 27,6 млрд. рублей или 2,5 годовых бюджета Владивостока (годовой бюджет Владивостока в 2017 году составляет 11,4 млрд. рублей).
Вот такая «миклуномика» по-приморски: за бюджетные – читайте — НАШИ С ВАМИ средства, строится коммерческий объект, который потом в любом случае придется передать (продать) в чью-то частную собственность. Ведь гостиница — это не социальный объект. Нельзя же всерьёз полагать, будто в итоге в них расселят всех обманутых дольщиков, которых в одном только Владивостоке сегодня несколько тысяч.
Мы были удивлены результатом расчетов приведения в Приморье пары «МРОТ-к-ПМ». Какая-то магия цифр из области мистики или каббалистической нумерологии! Действительно в цифру 6,5 млрд.рублей вошли вычисления и прикидки по показателю ПМ (прожиточного минимума), расчеты размера пособий по временной нетрудоспособности, беременности, а также затраты для тех работников, чей стаж не превышает полугода или средний заработок за предыдущие два года ниже МРОТ. Кроме того в эту же сумму вошли затраты на бюджетников, у которых оклад привязан к МРОТ, а также затраты на повышение зарплат работников органов государственной власти и местного самоуправления, численность которых в Приморье составляет 33 100 человек (данные Примстата на конец 2016 года), а также расчеты на работников, занятых в бюджетных сферах ( образования, здравоохранения и культуры).
— Судя по первым отзывам большинства руководителей Дальневосточных регионов, инициатива Председателя Правительства пришлась явно «по душе». А что думают жители и власти Приморья?
— В советское время одним из стимулирующих моментов работы здесь были так называемые северные и дальневосточные надбавки. Как правило, руководители регионов были местные, производственники и хозяйственники, лидеры, глубоко понимающие нужды, чаяния и психологию дальневосточников, людей, отважившихся (с точки зрения жителя центрального региона) на авантюрный шаг. Разумеется, не только «за туманом и за запахом тайги» сюда ехали. Многих привлекала, и в этом нет ничего зазорного, высокооплачиваемая работа, льготы и различные преференции.
Увы, увы! Нынешние Приморские власти пока никак не прокомментировали инициативу Председателя Правительства. Думаю, руководители Приморья озабочены отнюдь не повышением уровня жизни граждан, проживающих на территории края. Первейший предмет их законодательных хлопот и майского беспокойства– т.н. «приморская черная бюджетная дыра» в виде двух долгостроев-гостиниц «Хаятт»! А электорат может ужаться и приспособиться. Понятно ведь, что людям деваться просто некуда, кто мог – и так давно уже уехал, остальные же, даже если ничего не делать, всё равно никуда не денутся…
Повторюсь — на строительство двух «Хаяттов» УЖЕ ПОТРАЧЕНО ( пока идут следствие затем суд- не говорю, что «украдено») 18,4 млрд. рублей (почти 22%) краевых бюджетных денег. Бюджет по доходам Приморского края составляет 84,3 млрд. рублей при дефиците бюджета — 6,6 млрд. рублей! В отсутствие в крае «большой экономики» краевой бюджет на 70% формируется за счет НДФЛ, т.е. за счет налогов, взимаемых с жителей края. Таким образом, в предыдущий финансовый год, каждый один рубль налогов из пяти шел на строительство КОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ — гостиниц «Хаятт»! Прямо какой-то «гостиничный оброк» для жителей края, подобный»крепостному праву»!
Ведь совершенно очевидно, чтобы «осчастливить» мизерное количество единиц руководителей Приморья (на уровне «матпогрешности» их реально всего 3-4 человека) не стоит обирать громадное большинство жителей края-1,923 млн.человек!
Похоже, что с точки зрения властей Приморья бюджет — это их собственные («личные») деньги, а инициатива Председателя Правительства им как бы не указ. Именно такой вывод можно сделать из властного «молчания ягнят». Если допустить, что краевой бюджет это «ИХ» бюджет, и что в большинстве своем депутаты ЗакСобрания «одобрят» в мае предоставление гарантий под бюджет края на выделение кредитной линии в коммерческом банке на сумму 6,5 млрд.руб. на «Хаятты», то каждый житель края будет, условно говоря, платить каждый 13-й по счету рубль из своих налогов (с учетом коммерческих процентов банка) на «Хаятты»! ЭТО НОРМАЛЬНО?! Я считаю, ЭТО заслуживает только одного – возбуждения ряда уголовных дел в отношении инициаторов достройки «Хаяттов». По фактам вопиющей коррупции.
Могу предположить, что уже этой осенью нынешние эффективные руководители-менеджеры Приморья обратятся за помощью к …правительству России со встречной инициативой: мол «помогите выполнить Вашу инициативу по паре «МРОТ-к-ПМ»!
Но это всего лишь предположение. А вдруг у большинства депутатов краевого ЗАКСА, понимающих последствия «хаяттовского» голосования (утрата доверия избирателей, досрочное прекращение полномочий, аннулирование банковской гарантии, денонсация всех ранее осуществляемых договоренностей с американской компанией «Hyatt Hotels Corporation» и пр.пр.). хватит гражданской зрелости и они откажут Владимиру Миклушевскому в его просьбе. И заставят губернатора Миклушевского продать гостиницы в том виде как они есть, а уведенные ранее аферистами деньги вернуть в краевой бюджет Приморья. Ну, хватит наконец во-ро-вать!
Москва-Владивосток
8 мая 2017 г.
http://viperson.ru/articles/mrot-po-primorski-na-grani-vyzhivaniya