Средний класс в России погрузился в депрессию…
Большинство представителей среднего класса в России испытывают страх перед будущим, сообщает РАНХиГС в октябрьском «Мониторинге экономической ситуации в России».
К среднему классу, по методологии социологов, относится около 20% российского населения — группу характеризуют показатели дохода, социальный статус и самоощущение.
Проведенный осенью опрос показал, что лишь 22,6% из них ощущают на своих кошельках экономический рост, который видит официальная статистика. Почти вдвое больше — 38,4% — заявили, что их материальное положение продолжает ухудшаться.
Еще 39,4% не заметили изменений после двух лет кризиса, отбросившего реальные доходы населения к уровню 10-летней давности.
При этом почти 60% отнесенных к среднему классу россиян в той или иной степени боятся за свое будущее. Из них 12% испытывают такой страх «часто». В «нижнем слое» — среди тех, кто находится на грани условного «среднего класса» — эта доля достигает 70%.
Речь идет о «социальной депрессии» в наиболее экономически продуктивной группе населения; при этом «для групп, стоящих на нижних ступенях социальной лестницы, неуверенность в завтрашнем дне присуща в еще большей степени», делают вывод в РАНХиГС.
Российское государство сдерживает расширение среднего класса, способствует его размыванию и потере им ключевых качественных характеристик — это происходит из-за консервации развития экономики, говорит замдиректора Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Елена Авраамова.
По ее словам, барьером становится структура экономики, которая развивается не в модернизационном направлении. Из-за этого средний класс, сохраняя определенные преимущества, испытывает кризис. А уровень накопления человеческого потенциала превосходит возможности его реализации.
В современной России ядро среднего класса формируют чиновники, силовики, а также финансисты, поскольку из-за огосударствления экономики большая часть населения занята в бюджетной сфере, госструктурах или структурах, аффилированных с государством, говорит Авраамова. Так, например, в сфере промышленности к ядру среднего класса относится 15,6% занятых, а в сфере госуправления — 30%.