Перед Дальним Востоком поставили «капитальный» вопрос

Эксперты рассказали EastRussia о том, нужны ли жителям ДФО дополнительные выплаты за особые условия жизни

Недавно замруководителя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Федот Тумусов предложил установить для жителей Дальнего Востока ряд мер финансовой поддержки. По его мнению, несмотря на внимание, которое уделяется макрорегиону, «социальное самочувствие» его жителей лучше не становится, поэтому нужны кардинальные меры, чтобы люди хотели оставаться в ДФО. В качестве таких Тумусов предлагает ввести «дальневосточный капитал» — выплату семьям, которые живут исключительно в регионах ДФО. Помимо этого, он предлагает оплачивать дальневосточникам проезд – ежегодно по десять тыс. рублей на авиа- и железнодорожные билеты, и внедрить социальную карту — по примеру московской.

Перед Дальним Востоком поставили «капитальный» вопрос

Фото: pixabay.com

Соответствующий законопроект политик направил в правительство России для получения заключения. В ближайшее время депутат должен получить оттуда ответ, но каким бы они ни был, парламентарий намерен внести законопроект в Госдуму.

Идея «дальневосточного капитала» не нова. В начале 2016 года раздавать по минимум 500 тыс. рублей тем, всем, кто жил и работал в регионах ДФО не менее десяти лет, предлагал экс-губернатор Хабаровского края и экс-министр по развитию ДФО Виктор Ишаев. Предполагалось, что деньги можно будет потратить на приобретение жилья, земли, открытие бизнеса. Были инициативы освободить дальневосточников от уплаты НДФЛ и даже не брать в армию парней с дальневосточной пропиской.

EastRussia узнало у экспертов, которые живут на Дальнем Востоке и знают ситуацию изнутри, есть ли необходимость в подобных мерах, а также выяснило, что сможет сделать жизнь дальневосточников лучше и позволит сократить отток населения.

ЗА ДЛИННЫМ РУБЛЕМ

Максим Кривелевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Школы экономических науки Дальневосточного федерального университета:

— Концепция финансовой поддержки людей, проживающих на отдаленных и не слишком развитых территориях, не новая и абсолютно правильная. Она много лет применяется в американском штате Аляска. Более 15 лет исследований доказали ее эффективность. 22 % налоговых сборов с сырьевых отраслей штата идут соответствующий фонд, который через управляющие компании вкладывает их в инструменты финансового рынка – акции, облигации, инфраструктурные проекты. Никакого жульничества и разворовывания бюджета при этом нет.

После очистки от инфляции прибыль составляет около 11%, пять из них ежегодно раздают жителям штата. Для одинокого миллионера этот чек не имеет большого значения, но чем более многодетная и менее обеспеченная семья, тем он важнее, ведь доход идет на каждого члена семьи. Умножим 1 300 долларов — минимальная за все время выплата, на количество человек в семье — вот вам деньги, которые люди получают дополнительно.

Эта схема работает: она закрепляет людей, способствуют росту рождаемости, защищает стариков. И даже те деньги, которые достаются богатым людям, все равно помогают развитию экономики региона — они возвращаются при покупке товаров и услуг.

Словом, исключительно положительные последствия со всех сторон.

Но у нас не стоит ждать подобных законов. В этой схеме нет места для «дополнительного заработка» чиновников, значит, нет выгоды и заинтересованных лиц, и вряд ли кто-то будет заниматься внедрением таких инициатив.

Александр Ивашкин, председатель некоммерческого партнерства «Лига финансовых институтов»:

— Вскоре у депутатов Госдумы начнутся избирательные кампании, так что, думаю, мы услышим и не такие заявления. Но давайте отвлечемся от политики и подойдем к вопросу исключительно с финансовой точки зрения.

Я поддерживаю депутата в том, что дальневосточникам надо платить дополнительные деньги. Но откуда их брать? У федерального бюджета свои задачи, и, если инициатива будет принята, ее выполнение станет проблемой региональных бюджетов. Из всех дальневосточных субъектов на это смогут найти деньги только Республика Якутия и Сахалинская область. Приморье, Приамурье, Колыма или Хабаровский край не смогут.

Но чем лучше будут жить люди, тем большее их количество никуда не уедет. Во времена СССР на Дальний Восток ехали за заработками, но сейчас все изменилось. Думаю, в ДФО надо внедрять любые финансовые инструменты, которые направлены на обеспечение людей — преференции по налогам, дополнительные выплаты. Хорошо было бы вернуть практику советских времен по начислению «дальневосточного коэффициента». Несмотря на то, что законодательно его не отменили, ни один частный предприниматель не платит надбавки, у большинства на это нет средств. Возможно, стоит подумать, чтобы «северные» формировались за счет федерального бюджета.

БОЛЬШИЕ ЗАДАЧИ

Юрий Авдеев, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН:

— Если в ДФО преобладающей специализацией экономики останутся добыча и вывоз на экспорт сырья, то даже многие из тех, кто еще живут здесь — лишние. И разумеется, «денежными пряниками» удержать или привлечь людей не получится. Нужна прежде всего принципиальная смена экономического курса, то, к чему призывал президент еще в 2013 году: «Подъем Дальнего Востока – национальный приоритет на весь 21 век». Пока даже в недавно утвержденной национальной программе не удалось содержательно наполнить этот приоритет. Разговор не простой, требует более пространного ответа, но ясно, что конкурировать на внешних рынках мы можем исключительно в сферах, где у страны есть бесспорные преимущества: это – космос, океан и культура. В каждом из этих направлений у Дальнего Востока за последние годы появился определенный задел, но они должны стать долгосрочными приоритетами новой индустриализации. Такая перспектива будет гораздо надежнее удерживать и живущих здесь, и привлекать людей из других регионов страны и соотечественников из-за рубежа.Новости СМИ2

Кроме того, потребуется реорганизация пространства. В 93% населенных пунктов округа живет до 20 тыс. человек. В таких поселениях сложно решить задачу достижения высокого уровня производительности труда и обеспечить нормальные условия жизнедеятельности людей. Пока сколько-нибудь разумных решений нет ни в «Стратегии пространственного развития России до 2035 года», ни в национальной программе развития Дальнего Востока.

История активного освоения востока страны, сопровождавшаяся положительной динамикой роста численности населения, свидетельствует о том, что при всей важности материального стимулирования, главное — развитие промышленного производства, рост городов за счет приезжавшей сюда молодежи. Следует сказать, что и раньше не только приезжали, но и уезжали отсюда. Так, за 60-е годы прошлого столетия общий оборот мигрантов (приехало-уехало) на Дальнем Востоке составил 5,5 млн человек, за 70-е он вырос до восьми млн, а за 80-е, когда шла активная стройка БАМа — до 12,5 млн человек. Но итог был всегда положительным, благодаря чему к 1990 году население по сравнению с 1926 годом возросло в 5,4 раза, и составило 8,2 млн. человек. А за последние 30 лет сократился поток мигрантов, уезжать стало больше, чем приезжать, население сократилось почти на 25%.

Поэтому для ДФО нужен особый миграционный режим, своя миграционная политика, где найдется место и для «дальневосточного капитала», но важнее все же экономическая специализация, и стимулирование не столько «рублем», сколько и главным образом перспективами социального роста.

Не отрицая важности инициативы депутата Государственной думы в части финансовой поддержки дальневосточников, считаю, что такие решения должны стать частью комплексной задачи укрепления демографического потенциала территории Дальнего Востока.

Леонид Бляхер, профессор, завкафедрой философии и культурологии Тихоокеанского государственного университета, доктор философских наук:

— Я не думаю, что инициатива депутата сделает жизнь дальневосточников лучше и проще. Отток населения с Дальнего Востока не прекращался много лет, и я не знаю, что должно произойти, чтобы он остановился. В нынешних экономических условиях всерьез говорить о каких-то финансовых бонусах для дальневосточников, честно говоря, не очень разумно. Есть вещи, скажем так, естественные. Если построить лучшие дороги, то экономика будет развиваться, если здесь создать условия для развития IT-комплекса, то экономика будет развиваться. Если раздать людям деньги, то они просто улетят.

Каждый раз, когда мне говорят, что из Хабаровска происходит сумасшедший отток населения, мне хочется напомнить, что этот показатель стабилен вот уже 35 лет. Одни уезжают, их заменяют другие. Так что, на мой взгляд, за этой инициативой не стоит ничего, кроме желания понравиться избирателям.

Дмитрий Новиков, депутат Законодательного Собрания Приморского края:

— Вопрос, каким образом закрепить дальневосточников и оставить их здесь жить, очень острый, глобальный и требует системного решения.

Мы видим, что некоторые меры работают хорошо, другие — не очень. Например, программа «Дальневосточный гектар» показала не слишком высокую эффективность, а «Дальневосточная ипотека» и субсидированные перевозки востребованы.

Поэтому я считаю, что чем больше бонусов дальневосточники будут получать, тем выше шансов остановить отток населения. В целом, я за то, чтобы вводить финансовые инструменты поддержки для жителей макрорегиона.Теги:Дальний Востокподдержка дальневосточниковдальневосточный капитал

Текст: Евгения Степанова

https://www.eastrussia.ru/material/pered-dalnim-vostokom-postavili-kapitalnyy-vopros/

НАШИ ПАРТНЕРЫ
ZRP_logo_final
МИРОВОЕ ВРЕМЯ
  • CET: 2024-03-28 23:35
  • MSK: 2024-03-29 01:35
  • +10: 2024-03-29 08:35
  • IST: 2024-03-29 00:35
  • +08: 2024-03-29 06:35
  • EDT: 2024-03-28 18:35