СТО или деньги: водители выбирают саморемонты по ОСАГО

Эксперт: Модель ОСАГО необходимо менять на Дальнем Востоке 

Увеличение выплат по ОСАГО и высокий процент выбора наличных за ДТП могут стать предпосылками для изменения модели ОСАГО на Дальнем Востоке, считает председатель НП «Лига финансовых институтов Александр Ивашкин, сообщает ИА DEITA.RU. 

Доллар подтянул запчасти 
Как рассказал Александр Ивашкин, с конца сентября в стране увеличились выплаты по ОСАГО в среднем на 14%. Причина кроется в том, что страховые компании обновили реестр автомобильных запчастей, по которым в среднем увеличилась стоимость на 23%. 

«В справочник, который формирует Российский союза автостраховщиков, попадает огромное количество номенклатуры запчастей – порядка 40 миллионов позиций, от маленькой шайбочки до рамы или целого двигателя. Для оперативного мониторинга есть так называемая «корзина» наиболее часто бьющихся запчастей. Здесь находятся наиболее востребованные марки и модели автомобилей, а также наиболее часто страдающие в ДТП элементы: крыло, фара, крышка багажника, бампер и другие», — отмечает Александр Ивашкин. 

По его словам, в «корзине» всего пять тысяч наиболее часто бьющихся автозапчастей. Но в ней присутствуют детали разных моделей и марок, поэтому изменения цен у каждой детали были свои. Так, запасти Toyota подорожали на 40%, Mitsubishi на 30%, Renault – 9%, а Volkswagen – 10%, в среднем получилось 23%. 

«Калькуляция убытка подразумевает, что стоимость запчастей в общем убытке — это не 100%. Поэтому уровень выплаты никак не может увеличится на те же 23%. Есть статистика, которая говорит о том, что увеличение цены справочников приводит к увеличению выплат с коэффициентом примерно 0,6. То есть при нынешних 23%, примерно на 14% увеличилась средняя выплата», — подчеркнул автоэксперт. 

Причиной повышения стоимости деталей он называл рост доллара – значительная часть машин иномарки, и детали на них тоже идут из-за границы. Второй – пандемию, из-за которой не все поставщики запчастей и магазины на Дальнем Востоке работают как ранее синхронно. Также сократилось количество тех компаний, кто участвует в формировании цен, поэтому меньше стало дешевых деталей.

СТО или деньги?
Общественная экспертиза ОСАГО на днях сообщила, что на протяжении последних лет количество конфликтных ситуаций и их урегулирование становится все меньше, если в 2017 году урегулировали 2,4 млн, то в этом году два миллиона страховых случая по все стране. Основными факторами назвали эксперты назвали высокий уровень сервиса на СТО, а также выбор между денежной компенсацией или ремонтом. В европейской части страны чаще выбирают СТО, с каждым годом их сервис растет, потому что страховые компании являются оптовыми поставщиками, что очень выгодно для СТО. 

Так, член группы ОНФ Игорь Моржаретто уверен, что «на сокращение жалоб по ремонту по ОСАГО повлияло также и то, что теперь у автолюбителей есть выбор – получить страховое возмещение деньгами или «натуральным» образом, то есть отправив авто сразу на ремонт».

«Предпочтение людей – получить наличные или отправить сразу автомобиль на ремонт – зависит от региона. Условно говоря, на Дальнем Востоке чаще просят денежное возмещение, потому что автопарк очень старый и найти новые запчасти, как того требует закон, практически невозможно», – отметил член ОНФ. 

СТО в ДФО 
По словам автоэксперта Александра Ивашкина, жалоб и претензий автовладельцев к СТО предостаточно в Приморье и особенно во Владивостоке. Такие жалобы как правило «проходят» непосредственно через службу Урегулирования Убытков (УУ) Страховщика. 

«Мониторинг таких жалоб в «закрытом» для публичного обзора виде ведут негласно практически все страховщики и делятся (очень редко) такой информацией. Цель такого мониторинга понятна — строить свои будущие отношения с СТО и выбирать качественный ремонт для своих клиентов с приемлемой стоимостью нормо-часа. Меня, честно, несколько расстроил достаточно солидный по количеству список СТО «неудовлетворяющих» требованиям страховых компаний, то ли требования СК жесткие, то ли на таких СТО работают не совсем профи. В любом случае здесь проигрышная сторона- потенциальный автомобилист», — отмечает Александр Ивашкин. 

Он рассказал, что в реестр недобросовестных СТО вошли те компании, на которые чаще всего жалуются клиенты по качеству ремонта и затягиваю сроков ремонтных работ. 

«По одной, довольно разрекламируемой СТО, вообще указан вопиющий случай, при ремонте автомобиля была заменена магнитола. СТО смогло урегулировать конфликт, но на долго теперь будет находится в списке «недобросовестных»», — уверен Александр Ивашкин. 

Кроме этого, если авто едет на СТО, то срок ремонта увеличивается, по причине ограниченного списка СТО и практически нескончаемого потока поврежденных машин.

В среднем в год автомобилист четыре раза в год заезжает на СТО, два раза поменять шины, один раз приходится на техническое обслуживание и еще один раз на восстановление авто после ДТП, если произошла авария или поломка.

Выбор пал на деньги
«Принимая во внимание вышеизложенное, наш «дальневосточный» страхователь стал в последнее время при покупке ОСАГО искать ту страховую компанию, где не направят на принудительный ремонт. Поэтому страхователь, как правило выбирает денежную компенсацию, а дальше саморемонт. Именно высокая доля самостоятельных ремонтов — это сила, которая меняет и дистрибуцию автозапчастей. Если автомобилист сам ремонтирует машину, то он и сам покупает запчасти. Именно поэтому на Дальнем Востоке так силен сегмент розничных магазинов автозапчастей», — сказал автоэксперт.

Он подчеркнул, что самостоятельные ремонты в гаражах увеличивает риски поломок и аварий на дорогах, да и само по себе оно связано с определенными профессиональными рисками. Однако экономическая конъектура задает свой ритм. Ситуацию усугубляет привычка автомобилистов менять некоторые детали самостоятельно: колодки, свечи и т.д., а также средний возраст легковых автомобилей на Дальнем Востоке — 20 лет.

«Почти все «дальневосточные» легковые авто достаточно зрелого возраста, а тут еще и саморемонт. Это равносильно тому, что человек отведет престарелого дедушку оздоровиться не в медицинское учреждение, а в какой-то оздоровительный бордель. И это весьма грустный показатель, который дальше еще сильнее будет влиять на аварийность на всех автодорогах Дальнего Востока. Стареющий «автохлам» на дорогах-это весьма серьезно и опасно, но этот вопрос нельзя урегулировать только повышением тарифов ОСАГО, здесь нужна адекватная политика властей в отношении автоваделцев», — отметил председатель НП «Лига финансовых институтов».

Он уверен, что в ближайшее время экономическое состояние дальневосточников не улучшиться, в результате увеличится доля самостоятельных ремонтов, а вместе с ней не сократятся объемы самостоятельной покупки запчастей.
«Все эти факторы сейчас создают предпосылки для более гибкого подхода страховых компаний к своим клиентам, которые могут поменять бизнес-модель ОСАГО для ДВФО в пользу автомобилистов», — подчеркнул Ивашкин.
Отметим, что поданным «Автостат» самые старые автомобили зарегистрированы в Камчатском крае, средний возраст легковых автомобилей — 23,4 года, на втором месте ЕАО –21,7 лет, завершает тройку лидеров Приморье – 21,5 года. При этом по России средний возраст автомобиля составляет 13,6 лет.

Автор: Иван Крышан

Источник: https://deita.ru/article/486883 © DEITA.RU

НАШИ ПАРТНЕРЫ
ZRP_logo_final
МИРОВОЕ ВРЕМЯ
  • CET: 2024-11-25 11:34
  • MSK: 2024-11-25 13:34
  • +10: 2024-11-25 20:34
  • IST: 2024-11-25 12:34
  • +08: 2024-11-25 18:34
  • EST: 2024-11-25 05:34