ЛИГА В СИНГАПУРЕ, ИЛИ КАК РАБОТАЮТ БАНКИ ГОРОДА-ГОСУДАРСТВА?

Сингапур – маленькое островное город-государство, находящееся в сердце юго-восточной Азии, площадью около 685, 4 кв. км.  (для сравнения: наш остров Русский –около 100 кв.км) , состоящий из главного острова и более чем 50 мелких островов. Остров Сингапур отделен от полуострова узким Джохорским проливом, в северной части соединяется с Малайзией дорогой-дамбой длиной в 1 км. На юге от Индонезии его отделяет Сингапурский пролив, соединяющий Индийский океан и Южно-Китайское море.

      На сегодняшний день финансовые и экономические возможности АТР привлекают бизнес со всех уголков мира. Сингапур, наряду с Токио и Гонконгом — визитные карточки Азиатско-Тихоокеанского региона. Сингапур занимает в финансовом мире одно из центральных мест. Он находится на втором месте в Азии после Японии по размеру ВВП на душу населения. В финансовом секторе этого города-острова-государства занято около 100 тыс. человек, доля финансового сектора в ВВП около 15%.

Сингапур является четвёртым активным валютным рынком и рынком производных фининструментов в мире после Лондона, Нью-Йорка и Токио. Он самый диверсифицированный в регионе и наиболее активный центр по торговле всеми крупными мировыми валютами, в том числе валютами региона. Многие международные компании используют Сингапур для управления своими валютными и финансовыми рисками при проведении операций в регионе. Сингапур обладает огромной экономической силой и гибкостью.

Несмотря на ограничения со стороны небольшой национальной экономики и отсутствие натуральных ресурсов, Сингапур прочно закрепил себя среди ведущих мировых торговых государств и последовательно провозглашает себя одним из лучших в мире мест для ведения бизнеса. Политическая стабильность Сингапура делает его привлекательным для многих иностранных компаний, целью которых являются азиатские рынки. Ставки налогов, действующих на территории Сингапура, варьируются от чрезвычайно низких до нулевых.

Следует отметить, что в Сингапуре эффективно действуют инвестиционные и налоговые льготы для иностранных компаний, включая полное освобождение от налогов в течение 10-летнего периода для компаний, занимающихся исследованиями в области высоких технологий, поддержка на государственном уровне научно-исследовательской и проектной работы, развитие интеллектуальной собственности. Сингапурские банки занимают высшие строчки в рейтинге сильнейших мировых банков. В этом году по  рейтингу Bloomberg,  сингапурский Oversea-Chinese Banking Corp. сохранил звание сильнейшего в мире банка, за ним следует BOC Hong Kong Holdings. Два других сингапурских банка – United Overseas Bank Ltd (№7) и DBS Group Holdings Ltd (№8) – также входят в число сильнейших.  И хотя Сингапур, справедливости ради сказать, является наследником финансовой системы британских колониальных банков ΧIΧ века, но все же главное то, что город имеет выгодное географическое положение — поэтому он и стал центром международной торговли.

      Впрочем, оценивать банковскую систему  Азии делегации «Лиги» пришлось, что называется воочию в  ходе  участия в конференции Next Bank Asia 2012, которая  состоялась 9-10 мая в Сингапуре и затронула практически все аспекты деятельности банков в области  инноваций, банковских продуктов, дизайне, продажах.

В отличие от многих скучных конференций, формат Next Bank Asia 2012 поразил  прежде всего воркшопами с представителями известных мировых брендов, а также презентациями молодых компаний и технологических стартапов. Workshops-воркшопы  (перевод с англ. -мастерская, цех)  это ведущий лейтмотив конференции. На конференции отсутствовал как таковой директивный ведущий, участники и модераторы в равной степени были свободны в формировании и высказывании идей. Одна из основных задач конференции была поиск банковских инноваций: новые бизнес-модели финансовой розницы, побудительные  личностные мотивы работы клиентов с финансистами, которые соответствуют ценностным основам и потребностям в человеке.  Кстати, насколько нужно быть инновационным банком, чтобы иметь в структуре департамент «Customer Experience»?! А вот лишь несколько названий должностей экспертов из банков с которыми  познакомился: Head of Group Customer Experience, Global Head of Technology Strategy & Innovation, Head of Trends, Head of Workflow Excellence, Immersion & Design Centre. Неудивительно, что инновации рождаются в Азии!

        Банки во всем мире уже давно пробуют работать больше с молодым поколением клиентов, у наших банковских маркетологов пока руки дошли до  ведения странички в Facebook и Twitter. Как работать с молодым поколением — на этот вопрос тоже пытались ответить на конференции.

Есть несколько приемов, которые иногда наши финансисты выдают за «стратегии», а на поверку это всего лишь  тактические инструменты, например, продукты, ориентированные на молодежь и студентов, образовательные программы. Вспоминаю сразу  несколько отечественных банков, которые активно продвигаются сейчас в Интернете. Хотя как для  сингапурского, так и для  отечественного банка результат — это прежде всего продажи. А продукт нужно продавать где-то. Ведь продукт банка не покупают на Facebook или в Тwitter.  А  что нужно это клиенту в реальной жизни от банка? Почему-то банки уже с удовольствием  тратят деньги на социальные сети и вообще не готовы тратить на оборудование и оформление мест, где клиент принимает решение, приносящее им реальные деньги — на  точки продаж, офисы продаж. Даже если после «содержательных» твитов  потенциальный клиент придет в отделение, и что он увидит?

Засыпающих на боевом посту менеджеров не в «час пик», а еще — очереди. В принципе Интернетом эту ситуацию как-то уже подправляют. Появился же на просторах рунета он-лайн банкинг, который завоевывает Приморье!   Это – отчасти, правда. Но не смог я  вспомнить хотя бы один банк, в офисе которого можно протестировать и обучить этому сервису нашего самого преданного и многочисленного  клиента банка — пенсионера. Обучить его финансовой грамотности, хотя бы азам и элементарным правилам онлайн-банкинга!  

Вспомнил  системы электронного управления очередью в одном нашем крупном филиале банка. Единственная очередь там была к терминалу, чтобы взять талончик. Для получения талончика нужно было нажать 5 раз на тачскрин, выбирая из заумных вариантов вариант «зачем пожаловал в банк?». А интерфейс такой, что рядом стоит специально обученный менеджер, без которого порой не разобраться.

Хотя что говорить – даже ЭТО — уже шаг вперед! У нас  во Владивостоке уже  есть «правильные»  филиалы банков с разработанной стратегией, которая работает на всех каналах, через которые банки продают и коммуницируют.

     Сингапурский OCBC «Oversea-Chinese Banking Corp.», о котором я упомянул в начале,   реализовывает масштабную программу для молодого поколения. Вся коммуникация, продукты, точка продаж, web построены как самостоятельное направление, а не «рекламная компания»  банка. Как и в индустрии одежды или гаджетов, банк смог создать продукт, который люди  показывают друг другу и гордятся, что очень непохоже на традиционное отношение потребителей к банковским продуктам. Отделение банка выглядит как модный магазин, соответственно. Еще удивили платежные карточки –«пластик».Чтобы сделать продукт привлекательным, карту предлагают в 100 различных дизайнах на выбор. Причем, услуга платная, зато  каждый клиент может выбрать то, что ему ближе и быть уникальным. На мой взгляд – это классный пример клиентоориентированной стратегии.

    Конечно,  Сингапурская экономика развивается  стабильно и хорошо, и у сингапурских банков есть все возможности для финансирования реальной экономической активности своего государства. Но все ж основное,что увозил для себя  это то,  что устойчивость их финансов и процветание это прежде всего здравая политика по управлению всеми рисками, которую проводит руководство Сингапура!

Доцент ДВФУ

Председатель НП ЛФИ, ИвашкинА.В.

НАШИ ПАРТНЕРЫ
ZRP_logo_final
МИРОВОЕ ВРЕМЯ
  • CEST: 2024-05-05 10:07
  • MSK: 2024-05-05 11:07
  • +10: 2024-05-05 18:07
  • IDT: 2024-05-05 11:07
  • +08: 2024-05-05 16:07
  • EDT: 2024-05-05 04:07