«Серых» коллекторов признали угрозой нацбезопасности.
МВД и Центробанк вводят режим быстрого реагирования на жалобы о незаконных методах выбивания долгов.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Шалгин
Центробанк и правоохранительные органы должны усилить борьбу с неправомерными взысканиями долгов с заемщиков банков и микрофинансовых организаций. Соответствующее поручение было дано Советом безопасности руководителям ЦБ и МВД. Об этом «Известиям» рассказали источник, близкий к Центробанку, и высокопоставленный сотрудник МВД.
— Суть поручения Совбеза в том, что ведомства должны будут оперативно обмениваться сведениями о нарушениях при взыскании розничных долгов: жалобы граждан по этому поводу поступают в Службу по защите прав потребителей ЦБ, МВД оперативно по данным фактам возбуждает уголовные дела. В дальнейшем планируется усиление административной ответственности за неправомерные методы взыскания долгов с россиян. По мнению Совета безопасности, наличие «серых» схем взыскания долгов угрожает национальной безопасности государства, — рассказал собеседник «Известий».
Как рассказал «Известиям» федеральный чиновник, после совещания в Совете безопасности первый вице-премьер Игорь Шувалов дал поручение экономическим ведомствам представить предложения по регулированию коллекторского рынка.
По словам источника в МВД, министерство уже провело в мае несколько встреч с участниками банковского и коллекторского рынков, в них участвовал представитель Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД Денис Сапрунов.
Знает о поручении Совбеза и руководитель проекта «Общероссийского народного фронта» «За права заемщиков», зампред комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов.
— Цель документа — минимизировать нарушения при взыскании долгов граждан, — рассказал он. — Чаще всего россияне жалуются на неправомерные методы взыскания коллекторами долгов именно в ЦБ. Но зачастую жалобы просто скапливаются, ведь инициировать дела по факту нарушений при взыскании кредитных долгов — задача правоохранительных органов, а не ЦБ. Цель новации — чтобы жалобы от заемщиков не оставались бесхозными, а информация о нарушениях своевременно доводилась до сведения правоохранительных органов, поэтому ЦБ должен усилить информационный обмен с МВД.
В конце прошлого года на форуме ОНФ президент Владимир Путин заявил, что правоохранительные органы должны вмешиваться, если коллекторские организации действуют незаконно при попытке взыскать с должника денежные средства по кредитам.
— В этом смысле у Центрального банка, кстати говоря, тоже есть определенные полномочия, и он здесь должен выполнять свою функцию, но естественно, когда дело касается незаконных форм, извините, вытряхивания денег, то тогда, конечно, должны вступать в дело и правоохранительные органы, — сказал тогда президент. — По этому поводу специально обсудим этот вопрос с коллегами или в рамках совещания Совета безопасности и сориентируем соответствующим образом правоохранительную систему.
В пресс-службе Совета безопасности не ответили на запрос «Известий».
В Центрально банке рассказали, что хотя коллекторские агентства не поднадзорны Банку России, регулятор получает большое количество жалоб на неправомерные действия при взыскании долгов.
— Служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров рассматривает обращения в отношении МФО и КПК по вопросу применения в отношении заемщиков-должников недопустимых методов взыскания просроченной задолженности. За период с января по апрель 2015 года поступило 584 обращения по указанной проблематике, — рассказали в пресс-службе.
По мнению участников рынка, новая система взаимодействия между МВД и ЦБ поможет избавиться от недобросовестных игроков.
— Не секрет, что наряду с профессиональными коллекторскими агентствами на рынке присутствует большое количество мелких компаний, называющих себя коллекторами, методы работы которых вызывают вопросы у правоохранительных органов, — говорит генеральный директор «Первого коллекторского бюро», член совета Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Павел Михмель. — Более пристальное внимание правоохранительных органов к работе непрофессиональных агентств-однодневок поможет сделать рынок более цивилизованным и прозрачным. Что касается крупных компаний, они самостоятельно эффективно работают с жалобами и претензиями должников.
В частности, речь идет о том, что в рамках взыскания долгов с заемщиков со стороны коллекторов недопустимы вандализм, оскорбление чести и достоинства клиента, физическое насилие, отмечает начальник управления по работе с проблемными активами Бинбанка Николай Вялов.
— Правонарушения по взысканию долгов обычно допускают не коллекторские агентства, а полукриминальные фирмы, специализирующиеся на возврате индивидуальных долгов, — соглашается генеральный директор коллекторского агентства АФПБ Павел Бородкин. — В основном это происходит в регионах, где рынок продолжает во многом оставаться нецивилизованным. С наступлением кризиса такие мелкие фирмы активизировались и доставляют профессиональным агентствам немало хлопот: из-за них и без того негативный имидж коллекторов страдает еще больше.
В целом общая культура отношений между банком и заемщиком в России за последние несколько лет стала лучше, формируется некое понимание у населения, умение обращаться с заемными деньгами, констатирует зампредседателя правления Локо-банка Андрей Люшин.
— Соответственно, и коллекторские агентства должны адаптироваться к этим изменениям, стать цивилизованнее, но полностью от них избавляться нельзя — они выполняют важную дисциплинирующую функцию, — считает Люшин. — Новация правильная, рисков она не несет, она сделает рынок более предсказуемым. А значит, потенциально и кредиты более дешевыми для всех групп заемщиков, так как банки смогут лучше прогнозировать уровень возврата и просрочки.
Между тем рынок нуждается в отдельном законе, регулирующем коллекторскую деятельность, говорит президент «Секвойя кредит консолидейшн» Елена Докучаева.
— От деятельности «серых» игроков рынка взыскания страдают не только заемщики, но и профессиональные коллекторские агентства, которые строго придерживаются российского законодательства и профессионального кодекса, — считает она. — По нашей статистике, примерно на 30 профессиональных агентств приходится около 600–800 тех, кто нарушает все нормы и по праву называется выбивателем долгов. В свою очередь, профессиональные агентства уже давно поднимают вопрос о необходимости специализированного закона о коллекторской деятельности, в котором будут четко прописаны права и обязанности кредитора, должника и коллектора. Определив требования к игрокам рынка и надзорный орган, можно будет закрыть вопрос о существовании недобросовестных организаций и поднять уровень работы до международных стандартов. Надеемся, что закон, который бы учитывал права и интересы всех сторон, будет принят в ближайшее время.