Методология от ВШЭ: Грозит ли Приморью бюджетный крах.
Непомерная социальная нагрузка на фоне кризиса толкает регионы в долговую яму, считают аналитики Высшей школы экономики
Владивосток, 2 июня, PrimaMedia. Вадим Шкодин. Россия вошла в полосу кризисов региональных бюджетов. К этому привела политика наращивания социальных расходов на фоне спада экономики, проводимая в последние годы и достигшая апогея в ходе текущего кризиса. Возросшая социальная нагрузка на фоне сокращения помощи федерального центра может обернуться для региональных бюджетов финансовым коллапсом, преодолеть который получится не скоро, считают эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ). РИА PrimaMedia с помощью методики ВШЭ попыталось определить, постигнут ли Приморье бюджетные катаклизмы, уже проявившие себя в других регионах страны.
В 2014 году в 47 регионах страны бюджетный долг превысил половину доходов, дефицит бюджета почти у половины превышает среднерегиональные 5%, в 20 регионах фактически наступил дефолт.
Такие неутешительные выводы делают в своем исследовании Наталья Зубаревич и Елена Горина из Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ.
Серьезность существующей проблемы подчеркивал член комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Олег Казаковцев, выступая на политическом форуме «Россия для Азии: новые возможности» во Владивостоке. Он отметил, что существующая задолженность российских регионов в размере более 2 трлн рублей серьезно мешает им развивать свои экономики.
В долговую яму регионы постепенно погружает резкое увеличение социальных расходов, характерное для 2009-2014 годов.
Доля социальных статей в общей структуре расходов региональных бюджетов за это время выросла с 49% до 62%.
Такая политика на фоне стагнации экономики привела в 2013 году к кризису региональных бюджетов. Из-за резкого роста социальной нагрузки при нехватке доходов регионам пришлось утроить долг и сокращать другие расходные статьи. Возможности оптимизации несоциальных расходов близки к исчерпанию, неизбежно сокращение социальных расходов, констатируют авторы исследования.
В своем исследовании эксперты ВШЭ делят российские регионы на пять групп, исходя из уровня долговой нагрузки, дефицита, бюджетной обеспеченности, дотационности и доле коммерческих кредитов в задолженности.
Их всего пять: «богатые» – нефтедобывающие и федеральные города (9 регионов); «более ответственные» – 12 регионов с относительно низким долгом; «середняки» – 33 региона с большими долгом и дефицитом.
Девять экономически слаборазвитых регионов с высокой долей федеральных трансфертов в доходах отнесены к «высокодотационным», к коим относится и Приморский край, и другие субъекты ДФО.
Но федеральная помощь регионам не нацелена на смягчение бюджетного кризиса, а отражает геополитические приоритеты российских властей, считает Наталья Зубаревич.
Так, регионы Дальнего Востока, а также Кавказа и новообретенный Крым, получают от федерации максимальные трансферты в расчете на одного жителя.
На дальневосточный регион, где проживает 4,1% всего населения страны, приходится 12,2% всех федеральных трансфертов, тогда как тот же Центральный округ с более чем четвертью населения страны получает не намного больше — всего 17,5%.
Но даже при высоком уровне дотирования бюджет Приморья нельзя назвать финансово здоровым. 2014 год край проводил с дефицитом казны в 7,2 млрд рублей и предельным размером госдолга на 2015 год в 23 млрд рублей.
И это при том, что по данным краевого департамента финансов, общий объем доходов консолидированного бюджета Приморского края в 2014 году вырос почти на 6 млрд рублей, а налоговые доходы увеличились на 5,8 млрд рублей. Но вместе с тем сразу на 24,6% выросло и бюджетное финансирование услуг в социальной сфере.
Как отмечают авторы доклада,
в результате опережающего роста соцрасходов регионов и сокращения их в федеральном бюджете (на 9% за последние два года) произошло перераспределение социальной нагрузки между уровнями бюджетной системы: если в 2012 году регионы финансировали 45% всех соцрасходов, то в 2014 году – 51%.
У федерального бюджета дополнительных средств для помощи нет: наоборот, доля трансфертов в доходах регионов сократилась с 23% в 2010–2011 годах до 18% в 2014 году.
Оказавшись в бюджетном кризисе, регионы не только наращивали долг и дефицит, но и сокращали прочие расходы, особенно сильно – на ЖКХ (с 16 до 10% за 2008–2014 годы), затем – на национальную экономику. В 2014 году пришла очередь социальных расходов, отмечают авторы доклада.
По подобному пути шло и Приморье. Об этом говорит неуклонно растущий дефицит бюджета и внутренний долг региона. По данным исследования, которое готовило уже не существующее сегодня Минрегионразвития, задолженность Приморского края за последние несколько лет выросла сразу в 15 раз.
Что же касается собственно бюджета Приморья, то в последние годы, помимо «социалки», тяжким бременем на него легло финансирование саммитовских недостроев. Те же злополучные «Хаятты» уже вытянули из приморской казны не один миллиард рублей, увеличив в разы ее дефицитность, и есть ощущение, что их песня еще не спета.
В условиях сокращения федеральных дотаций покрывать нехватку средств краевым властям приходится за счет привлечения займов у кредитных организаций под довольно высокий процент, что ведет к еще большему накоплению долгов.
Недавно краевая администрация разместила аукционы на получение кредита в 5 млрд рублей тремя траншами (2,9 млрд рублей, 1,9 млрд рублей и 200 млн рублей). Один транш в администрации рассчитывают получить под 16,6% годовых и еще два транша – под 17%. В марте 2015 АПК уже размещала заявку на поиск банка, готового прокредитовать дефицит и госдолг края на 3 млрд рублей под 21% годовых. При этом на заявку так никто и не откликнулся, но, как выяснилось позже, региону удалось получить деньги от Минфина РФ «на крайне выгодных условиях».
Высокую закредитованность регионов неоднократно отмечали и на самом высшем уровне. В рамках обсуждения антикризисного плана президент РФ Владимир Путин назвал этот фактор одним из самых острых вопросов, который, к тому же, мешает регионам развиваться.
«Сегодня получается, что на обслуживание кредитов, во всяком случае, часто так получается, на обслуживание кредитов нужно все больше средств, которые отвлекаются от инвестирования, от решения задач развития», —
отмечал глава государства на февральском заседании Госсовета. Он призывал разработать меры по замещению кредитования регионов на рынке, кредитами из федерального бюджета с пониженной ставкой за пользование ими.
Между тем, федеральные эксперты неоднократно отмечали, что субъекты оказываются заложниками возложенных на них чрезмерных обязательств, в том числе – исполнения указов президента по повышению зарплат работникам бюджетного аппарата, что стало непосильной ношей для региональных кошельков. Статистика показывает, что рост собственных доходов регионов попросту не поспевает за социальными обязательствами, возложенными государством.
Сокращение федеральной поддержки и экономический кризис в стране, отмечает ряд аналитиков, поставили и без того с натяжкой исполняемые поручения на грань провала.
Только в 2014 году расходы консолидированного бюджета Приморского края на повышение зарплат бюджетникам составили 3,4 млрд рублей.
Что касается собираемых доходов, то повышать их объем в Приморье планируют в основном за счет изменений в системе сбора двух налогов: увеличения ставок транспортного налога и постепенного перехода на исчисление налога на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества от кадастровой стоимости с 1 января 2016 года. Других источников повышения доходности в плане пока не предусмотрено.
Депутат комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам ЗС ПК Евгений Бочаров полагает, что ожидать роста доходов, тем более, в нынешних условиях и не приходится, поскольку в регионе отсутствуют предпосылки для увеличения собственной доходной базы.
— Нужна экономика. Но она у нас не развивается. То, что изображают, якобы «затаскивая инвестиции», не значит развитие собственной экономики. Потому что в производственную базу, увеличение числа рабочих мест мы не вкладываем. Например, хорошо, конечно, что китайцы будут строить дорогу ХуньЧунь-Владивосток, но они это уже делают со своей стороны. Наш же губернатор сказал, что только будем договариваться с РЖД, — прокомментировал Бочаров.
Небольшую надежду на избежание краха приморского бюджета дала позиция федерального центра, пожалевшего регионы в условиях кризиса, и приостановившего реализацию президентских указов в 2015 году. Кроме того, примерно вдвое сокращен объем индексации зарплат бюджетников — до 5,5%.
Это позволило регионам в январе-апреле 2015 нарастить капитальные вложения на 6%, тогда как за тот же период 2014 года капвложения сократились на 5,1% при росте расходов на зарплату на 9,1%, сообщал министр финансов Антон Силуанов.
Вместе с тем, предполагаемое в 2015 году сокращение трансфертов регионам на 9% (на 145 млрд рублей), отмечают авторы исследования ВШЭ, еще больше разбалансирует их бюджеты, приведет к росту долга и, как следствие, росту расходов на его обслуживание. Ранее об этом же предупреждала и Счетная палата РФ.
Приостановка майских указов президента и рефинансирование долгов регионов пока лишь отложили долговой кризис, но не отменили его, заключали эксперты S&P:
фундаментального решения проблемы нет, она просто отодвинута на следующие годы.
Зампред бюджетного комитета краевого парламента Владимир Беспалов отмечает, что бюджетная ситуация действительно близка к плачевной.
— Заявление аналитиков ВШЭ применимо и к бюджету Приморья. Недавний отчет краевой администрации по исполнению краевой казны в первом квартале 2015 года оптимистичен только на первый взгляд. Он показал, что доходы бюджета остались на прежнем уровне, а должны были вырасти на 8%. Пятипроцентный профицит, о котором отчитались чиновники по итогам квартала – это не результат их эффективной работы, а следствие низкого исполнения расходов по важнейшим краевым госпрограммам. Из 17-ти краевых госпрограмм, принятых на сегодняшний день, в лучшем случае исполняются только 1-2, — рассказал собеседник агентства.
По мнению депутата, оздоровление краевого бюджета невозможно без отказа от многомиллиардных траншей краевым унитарным предприятиям и денежных вливаний в достройку «бездонных Хаяттов».
Вместе с тем, парламентарий не согласен с выводами экспертов ВШЭ о необходимости урезания социальных расходов.
— В условиях кризиса бюджет нужно секвестировать, где-то уменьшать финансирование проектов, строительство дорог, но соцполитику трогать нельзя, она и так у нас в не самом лучшем положении, — заключил Владимир Беспалов.
Подробнее:http://primamedia.ru/news/economics/02.06.2015/439775/metodologiya-ot-vshe-grozit-li-primoryu-byudzhetniy-krah.html